Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Праздник каждый день

Душа на кончиках пуантов

20.03.2013

Который год Орловский музей изобразительных искусств встречает своих гостей элегантной, исполненной тонкого лиризма работой «Галина Уланова» скульптора Е.А. Николаева, что установлена у входа в выставочные залы. Оказываясь в стенах музея, я всякий раз обегаю взглядом абрис изящной девичьей головки, огибаю плавную, даже не линию, мелодию рук и ощущаю, будто кто-то очень добрый, может, ангел-хранитель, а может, муза – покровительница искусств осеняет мою душу тихой радостью.

Обыкновенная богиня

Дело тут не столько в очевидных достоинствах скульптуры, сколько в имени, стоящем за нею, в прообразе-вдохновительнице – неповторимой Галине Улановой. К моему восхищению этой гениальной женщиной примешивается и личная нотка соучастия, пусть крошечная, но для меня бесценная. В детстве я побывала на отчетном концерте одной из московских хореографических школ, где почетной гостьей была Галина Сергеевна. Она произнесла небольшую напутственную речь юным талантам и так же кратко, но приветливо пообщалась со зрительным залом. В памяти осталась пронзительно хрупкая, казалось, почти невесомая фигурка, изысканное, кипельно белое платье и лучистое, ясное, очень спокойное лицо. Прошли годы, а я продолжаю вглядываться в него, словно хочу разгадать великую тайну, сокрытую в его строгих чертах, словно силюсь описать то, что не поддается исчерпывающему описанию…

Говорить об Улановой, не срываясь ежеминутно на восторженную патетику, крайне трудно. Позвольте, чего иного можно ожидать от простого смертного, если даже высочайшие профессионалы балетного искусства высказываются о ней в самом высоком стиле? А.Я. Ваганова, легендарный педагог и балетмейстер, называла ее «неземным созданием», В.В. Васильев, выдающийся артист русского балета, балетмейстер и хореограф, говорит, что танец Галины Улановой в своем совершенстве сравним лишь с Моной Лизой в живописи, а О.Б. Лепешинская, еще одна легенда русской сцены, как-то призналась: «Я счастлива, что танцевала в эпоху Галины Улановой». Художники, работавшие в других направлениях искусства, во многом определившие лицо XX века, влюблялись в ее проникновенный танец. Один из крупнейших и самых исполняемых композиторов прошлого века С.С. Прокофьев отзывался о Галине Сергеевне как о «гении русского балета», а писатель А.Н. Толстой восклицал: «Что такое Уланова? Обыкновенная богиня!»

Изменить себя, не изменяя себе

Фаина Георгиевна Раневская говаривала: «Талант, как прыщ, не спрашивает, на ком выскочить». Так оно и есть. Однако, изучая историю жизни и творческого пути Улановой, можно прийти к выводу, что исток ее блистательного искусства заключался не только в природной сверходаренности. Она была самой настоящей selfmade woman, то есть «женщиной, которая сделала себя сама».

Чтобы приблизиться к пониманию того, какой Уланова была на самом деле, надо без сожаления разрушить свои стереотипы восприятия, так же как сама Уланова разрушила многие стереотипы классического балета. Например, что вы скажете о том, что «обыкновенная богиня» в детстве совсем не хотела заниматься балетом? Юные годы балерины пришлись на тяжелый исторический период. Голод, нищета – а в училище можно было поесть. Необходимо было получать профессию. Чему могли обучить дочь мать – педагог хореографического училища и отец – балетный режиссер? Разумеется, одному – балету. Годы обучения в Ленинградском хореографическом училище стали горнилом, в котором закалился ее характер. В юности тихая и болезненно застенчивая, она не могла ни улыбнуться на сцене, ни поднять глаз на партнера. Девушка мучительно перевоспитывала себя внутренне, чтобы преодолеть страх и наконец-то почувствовать себя в свете софитов самою собой. Победа над собой – главная из побед. Улановой она оказалась по плечу: в 1928 году будущая прима окончила училище и была, принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета, причем сразу в солистки – небывалый случай!

Джульетта во плоти

Самой большой удачей Галины Сергеевны стало создание неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» 1940 года. Уланова вывела на сцену Поэзию, сама Душа на кончиках пуант трепетала перед притихшим залом. Балерина танцевала любовь, которая не боится смерти и противостоит любому гнету. Невозможно забыть знаменитый «бег Джульетты»: кажется, это не балерина движется по сцене, это само сердце готово выскочить из груди от переполняющих его чувств. Николай Цискаридзе, нынешний премьер Большого театра, говорит: «Только очень страстная натура могла сделать бег Джульетты. У кого огонь внутри». При всей страстности характера ее откровенность была дозирована. В танце Улановой нет ни излишней экзальтированности, ни аффектации. Галина Сергеевна относилась к балету в хорошем смысле прагматично: выверяла мельчайшие детали, работала аналитично и скрупулезно. И вовсе не удивительно, что высочайший романтический идеал воплотила на сцене женщина с железной волей и трезвым взглядом на мир и профессию. Романтизм не синоним мягкости характера и «мечтаний при луне», это способность отстаивать свои чувства и идти наперекор всему во имя гуманистического идеала.

В.В. Васильев так понимает секрет мастерства Улановой: «У нее была большая внутренняя накопленность, одухотворенность, которую она носила в себе, не выплескивая. Даже в самых поразительных моментах, там, где, казалось, должен звучать крик Джульетты, слышался крик, но через шепот. Эта недосказанность была лучшим импульсом для фантазии зрителя».

Новатор балетного искусства

До Улановой балет был скорее развлекательным искусством. Она придала ему глубину и серьезность, превратила его в общение между людьми. По мнению балетмейстера и хореографа М.Л. Лавровского, «Уланова принесла на сцену смысл исполняемого». Через пластику и жест ее душа разговаривала со зрителем. Она играла на полутонах, избегая всего суетливого и избыточного, добиваясь тонкого акварельного рисунка роли. 

Любимейшей партией самой Галины Сергеевны была Жизель. С невиданным доселе драматизмом она рассказала историю девушки, сошедшей с ума из-за предательства в любви. Движения ее рук, выражение лица и глаз давали обжигающее ощущение достоверности чистого драматического искусства, ибо Уланова была не только превосходной балериной, но и гениальной актрисой.

Безоговорочное признание

Зрители боготворили Уланову. Во время Великой Отечественной войны бойцы шли в бой с ее именем на устах, о чем впоследствии рассказывали ей в письмах. После выступлений балерину забрасывали букетиками фиалок и ландышей, а ее популярность за границей была равнозначна успеху Анны Павловой. В 1956 году впервые после долгих лет репрессий Большой театр выехал на гастроли за рубеж – в Лондон. Улановой было 46 лет. Она танцевала Джульетту. Успех был ошеломляющий. Чопорная английская публика безумствовала: овации длились более получаса, ухода королевы никто не заметил, а когда Уланова вышла из здания «Ковент-Гардена», толпа понесла ее автомобиль на руках.

Лебединая песня…

Галина Сергеевна покинула сцену в 50 лет, став педагогом-репетитором. Среди ее учениц были Е.С. Максимова, В.В. Васильев, Л.И. Семеняка. Последние годы были очень тяжелы: мучили проблемы с сосудами, дирекция Большого театра не давала новых учеников, завистники плели интриги, которым слабая, больная женщина физически не могла уже противостоять.

Галина Сергеевна Уланова скончалась 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет. Говоря словами Гарсиа Лорки: «Душа ушла туда, куда была обращена: в высь, в звездную гавань»…

Инга Радова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям