Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Древа жизни плоды золотые (Воспоминания дочери)

29.09.2015

2015 год богат юбилеями – отмечается сразу три столетия известных орловских архитекторов XX века. В январе мы вспоминали академика архитектуры и автора книг об Орле С.И. Федорова, в апреле – архитектора послевоенного Орла И.А. Иванова. 25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Олега Владимировича Левитского, архитектора, фронтовика, известного коллекционера и деятеля культуры.

 

Характер передается по наследству

«… Как любая жизнь, моя связана с жизнью родителей и даже жизнью их родителей. Их житейский уклад, его характер, как и характер людей, генетически передается по наследству», – писал в своих воспоминаниях отец. Передо мной два старинных снимка из семейного фотоальбома. На одном – маленький мальчик в панаме и кружевном воротничке сидит в детском плетеном креслице. На другом – супружеская пара: высокий офицер в мундире, рядом с ним изящная дама в роскошной шляпе. Правда, к моменту создания первого снимка его автор, бывший офицер-воспитатель Орловского Бахтина кадетского корпуса Владимир Владимирович Левитский уже демобилизован, корпус распущен. Вот-вот семья отправится фронтовыми дорогами Красной Армии, В.В. Левитский будет служить в инспекторском отделе штаба, Наталья Николаевна – курьером при штабе, трехлетний Олег – в составе детской колонии. Через много лет Олег Владимирович вернется на свою малую родину уже состоявшимся архитектором и привезет с собой культурное наследие отца, память, которую он сохранил и сберег с риском для жизни.

После Гражданской войны Левитские обосновались в Курске. Владимир Владимирович работал статистиком, посвящая свой досуг маркам. Но в 1931 году был внезапно арестован. Когда чекисты забрали отца, Олегу было 16 лет. Он только успел закончить семилетку, как на него легла обязанность главы семьи, кормильца. Пришлось поступить на работу, после краткосрочных курсов работал техником-инвентаризатором конторы городского коммунального хозяйства. Занимался сложными обмерами зданий, многие из которых были памятниками архитектуры.

Возникла юношеская мечта – стать архитектором. Двери вузов и даже техникумов для сына врага народа были закрыты. Но Олег унаследовал от отца твердый характер и силу воли. Путь в профессию был долог, сначала – от чертежника-картографа до техника-архитектора. Самостоятельная творческая работа была далеко впереди.

В 1943 году после освобождения Курска Олег Владимирович был призван в Красную Армию. «Свою военную службу считаю парадоксом», – вспоминал он. Парадокс состоял в том, что ему, рядовому солдату, сыну репрессированного, доверяли секретную работу в штабах: полка, дивизии, корпуса и армии. Олег Владимирович составлял оперативные карты с нанесением обстановки, часто обследовал местность под огнем, не раз спасал штабные архивы. В 1945 году гвардии рядовой, кавалер двух орденов Красной Звезды и пяти боевых медалей вернулся в Курск. Работал техником по отводу земельных участков, продолжая самообразование, и даже участвовал в архитектурных конкурсах по сооружению Пантеона и памятника битвы под Прохоровкой. В 1961 году курский друг детства, С.И. Федоров, тогда уже главный архитектор Орла, пригласил отца на должность архитектора с предоставлением квартиры. Городу, пострадавшему от войны, нужны были творческие, инициативные кадры.

Единой творческой семьей

Мой отец принадлежал к поколению орловских архитекторов второго послевоенного десятилетия. После окончания войны на проектную работу начали приходить фронтовики: Федоров, Несмелов, Федосов, Волков, Новолоцкий и другие. Левитский нашел свое место в ряду этих знающих и опытных молодых архитекторов. Помню его первые работы: разборная трибуна из кубических модулей, скверы перед фасадами Дома Советов, сквер имени Маяковского рядом с банком, проект благоустройства Детского парка, проект сквера на территории ВДНХ в Москве, неоновые рекламы на фасадах кинотеатров и гостиниц и другие.

После восьми лет работы в управлении главного архитектора Олег Владимирович перешел в проектный институт «Орелгипрогорсельстрой», где трудились единой творческой семьей талантливые архитекторы и инженеры: В.А. Бунин, А.И. Федосов, А.С. Пикуль, К.Г. Силабрам, В.В. Плотников, С.Г. Аганова. Текущая работа превращается в творческую. Решаются насущные вопросы жилищного строительства, вырастают типовые микрорайоны, но в облик города вносится разнообразие. Орел становится нарядным, зеленым, цветущим. Вместе с архитектором С.Г. Агановой О.В. Левитский выполняет проект благоустройства литературно-мемориального парка «Дворянское гнездо», создает видовую площадку и беседку-ротонду над Орликом. Многие работы отца сделались своеобразной визитной карточкой города: въездные знаки в Орел и Орловскую область, башенные часы-куранты на фасаде железнодорожного вокзала, памятник танкистам-фрунзенцам в лесопарке «Цон», оформление фирменного поезда «Орел». К 400-летию Орла Олег Владимирович разработал юбилейную символику, по его эскизам были выпущены сувенирные металлические значки, почтовые конверты, эмблемы.

В то время хорошо понимали, что красоту и ценность города составляют памятники старины. Орел привлекал советских и иностранных туристов, являлся узловым центром дорожных магистралей. Город музеев и литературной славы нуждался в издании туристического буклета-путеводителя. По рисунку Олега Владимировича издается типографским тиражом цветной схематический план города с изображением главных зданий и памятников. Спасение ценных домов от разрушения и сноса – тоже часть деятельности отца. Много лет он был заместителем председателя архитектурной секции областного отдела общества охраны памятников. Реально удалось спасти от сноса и реконструировать дом Сурена Шаумяна – красивый особняк на улице Гуртьева, часть былого архитектурного ансамбля Бахтина кадетского корпуса.

За время работы в архитектуре Олег Владимирович накопил много идей и предложений, в которых смелая мысль автора опережала время и узкие рамки советских стандартов. Например, он считал, что технология строительства далеко отстала от темпов развития технической индустрии. Человек давно научился использовать кинетическую энергию солнца, ветра, атмосферных осадков, возможно создание экологически замкнутого цикла жизнеобеспечения дома. Долгие десятилетия рождался фантастический проект такого жилища, похожего на корабль, парящий в небе – «Вилла в воздухе», автономный жилой комплекс, оснащенный солнечными батареями и ветряными двигателями, подвижно расположенный на стержне-колонне. Из пояснительной записки к проекту: «… Находясь в комфортабельных комнатах-каютах или на палубе-крыше, буквально омываемой воздухом, любуясь видами меняющихся открытых горизонтов, человек получает благотворные эмоции, недоступные жителям обычных домов». Конечно, это была неосуществимая идея. Но в 1986 году журнал «Венгерская архитектура» опубликовал присланный отцом фотоснимок проекта и дал короткую информацию о нем.

Фантастическими выглядят и другие масштабные проекты Левитского: «Кабинный кинематограф» и «Кинодворец», в которых заложена мысль о принципиально новом подходе к демонстрации и самой съемке кинофильмов. Эффект превосходил бы возможности 3D. Свои материалы отец передал Франции в год столетия кино как дар, они хранятся в музее кино в Париже.

Продолжая отцовское дело

В 1993 году в газете «Курская правда» был опубликован список реабилитированных курян, жертв политических репрессий 1931 года. В списке 22 фамилии, среди них – В.В. Левитский. Эта весть имела огромное значение. В нашей стране настала возможность открыто говорить и писать о прошлом. «Я получил право рассказать о личности моего отца. Его жизнь и многие полезные дела достойны широкой гласности. Теперь моя жизнь стала продолжением отцовского дела», – писал Олег Владимирович. На свет вышли документы семейного архива, фотографические снимки, все, что скрывали от посторонних глаз более 60 лет. Отец углубился в изучение истории ОБКК. Будучи прекрасным оформителем-макетчиком, создал передвижную выставку, посвященную 150-летию корпуса. Подлинные фотоснимки 1900–1910-х годов, автором которых был Владимир Владимирович Левитский, снабжены текстами и графическим оформлением.

Эта выставка много раз экспонировалась в Орле, Курске, Москве, Санкт-Петербурге, в 1998 году Олег Владимирович презентовал ее на XVI съезде российских кадет. Уникальный материал увидели бывшие кадеты, выпускники русских кадетских корпусов в эмиграции. Они удивлялись: как это сохранилось? Завязалась переписка с людьми кадетской идеи, живущими на Западе, с директорами вновь созданных российских кадетских корпусов, с военно-историческими музеями и архивами страны. Мы застали в живых последнего кадета ОБКК, Дмитрия Ивановича Тимофеева, много общались с ним, слушая воспоминания о корпусе. История Орловского Бахтина кадетского корпуса освещалась выставками, публикациями, теле- и радиопередачами. В музее правительственной связи академии ФСО О.В. Левитский создал большой экспозиционный блок, посвященный ОБКК, где экспонируются переданные им на вечное хранение многие семейные реликвии. Он покинул этот мир с мечтой о возрождении кадетского корпуса в Орле.

Наталья Петрованова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям