Орелстрой
Свежий номер №24(1228) 19 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Прошлое и настоящее

Достойный представитель художественной интеллигенции

14.06.2017
Иван Михайлович Митрофанов, один из организаторов Орловского отделения Союза художников СССР, несмотря на весьма трудную жизнь, прожил немало, почти 90 лет. Родился он 16 сентября 1898 года в селе Баранья Гора Тверской губернии. В фондах музея Тургенева имеются материалы, которые дают нам возможность узнать об этом неординарном, интересном человеке. Бывший главный хранитель музея Е.М. Шинкова познакомила читателей со многими фактами биографии Ивана Митрофанова.
 
Из Орла – в ссылку
Иван Митрофанов происходил из крестьянской семьи, рано потерял отца. Его воспитанием занялся дядя, Иван Васильевич, служивший в то время преподавателем городского училища при Московском учительском институте. Он определил питомца в одно из московских реальных училищ. Еще будучи учеником реального училища, Иван Михайлович стал посещать студию К.Ф. Юона, затем последовал знаменитый ВХУТЕМАС, где он занимался у П.И. Кончаловского.
В 1932 году Митрофанова пригласили на работу в Орловское художественное училище преподавать историю искусства, начертательную геометрию, черчение, технику и технологию живописи. В те далекие годы Иван Михайлович становится одним из ведущих представителей орловской художественной интеллигенции. В 1933-м его назначают директором художественного училища. С 1936 года он принимает участие в областных художественных выставках. В 1939-м входит в состав организаторов Орловского отделения Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны Иван Митрофанов, как и многие другие, в армии. Тяжелым стал для него 1948 год, когда Иван Михайлович выступил в защиту коллеги, попавшего в первый год войны в плен. Митрофанов был сослан на поселение на Урал, в город Нижний Тагил. Там он пробыл недолго, но право жить в больших городах потерял. На долгие годы Иван Михайлович поселился в своем родном селе Баранья Гора, стал преподавать рисование в местной школе.
В 60-е Митрофанов вступил в переписку с сотрудниками музея Тургенева. Передал в фонды немало интересного, что может быть использовано и сейчас при подготовке к юбилею писателя. Село Баранья Гора Тверской области находится в 15 километрах от Прямухино, владельцем которого в свое время был Михаил Бакунин. Среди знаменитых гостей его неоднократно бывал и Иван Сергеевич Тургенев. Когда Иван Михайлович жил в своем родном селе, а это было и в молодости, и после возвращения из ссылки с Урала на протяжении более трех десятилетий, он писал много пейзажей, которые тонко передают атмосферу тех мест, где в свое время часто бывал Тургенев. Сейчас, когда прошло уже много лет, смотря на его картины, еще лучше начинаешь чувствовать лиризм и краеведческо-этнографическое звучание хранящихся в музее материалов.
Возвращение и знакомство
Однажды Игорь Аронович Круглый, известный орловский искусствовед, придя в очередной раз в музей Тургенева, где я в то время была директором, сказал, что скоро в Орел приедет жить Иван Михайлович Митрофанов и нас обязательно познакомят. Собственно говоря, как я думаю, благодаря стараниям И.А. Круглого Митрофанов и вернулся в Орел.
Помню нашу первую встречу. Иван Михайлович был в валенках, теплом полупальто с цигейковым воротником, шапке-ушанке и вязаных рукавицах. От него исходили флюиды добра, душевности и мягкости. Потом мы много раз встречались в музее, в Спасском, где он с огромным удовольствием неоднократно гостил. Как-то Митрофанов привез оттуда новую картину «Поле с незабудками около спасского усадебного дома». Прелесть!
Две картины
Была я у Ивана Михайловича несколько раз и дома. Особенно запомнилась его первая, полученная от государства жилплощадь. Старый дом на знаменитом «Дворянском гнезде» (теперь его уже давно нет). Первый этаж каменный, второй деревянный. Заброшенный двор, скрипящая лестница и довольно большая комната. Сразу все – и мастерская, и спальня, и кухня. Окна выходили не на улицу, а на лестницу, так что в комнате всегда царил полумрак.
Сразу по возвращению в Орел Митрофанов на какое-то время поселился у художницы Ж.А. Травинской, потом переехал в мастерскую к И.А. Круглому.
Как-то, перехватив мой взгляд, обращенный на висящие на стенах работы, Иван Михайлович спросил: «Нравится?» – «Очень» – «Выбирайте, что нравится больше всего. Подарю».
Мне очень понравились две вещи. На одной – начало осени, убранное поле, три снопа и вдалеке маленькие домики. На другой – поздняя осень, мрачное небо, пожелтевшее дерево с почти опавшими листьями и вдали покосившийся домик. Я переходила от одного пейзажа к другому и никак не могла отважиться что-то сказать. Наконец решилась: «И та, и другая». Если мне не изменяет память, художник назвал этот цикл «Русь уходящая».
Иван Михайлович решил подарить мне дерево с домиком и тут же обещал написать и снопы. Я ушла, радостная от такой щедрости. Каково же было мое удивление, когда вскоре появился Митрофанов с обещанным подарком.
Мы с дочерью решили, что надо обязательно испечь для него хороший торт. Когда я со своим презентом пришла в гости, он писал «Цветущий клевер» – весело, мажорно, красиво. Поблагодарил меня за торт и тут же сказал: «Нарисую и для вас». И сдержал слово.
Музейные легенды
Его работ немало и у многих горожан, и в музеях. Иван Михайлович передавал свои работы музею и в дар, и на закупки. Особенно помнится приобретение музеем его большой картины «Портрет монахини». Настоящим «адвокатом» этой закупки выступал И.А. Круглый. Научные сотрудники, которые увидели первыми эту работу И.М. Митрофанова, стали говорить о том, что ее обязательно надо приобрести для музея. Говорить – это одно, а изыскать финансовые возможности – уже нечто другое. Мы сразу решили, что этот портрет может служить замечательной иллюстрацией ко многим тургеневским образам. Я для себя так его и назвала – «Тургеневская девушка».
На наш вопрос о том, кто все же на портрете изображен, Иван Михайлович отвечал туманно и загадочно. Уже на самом заседании закупочной комиссии Р.М. Алексина, наш опытный и знающий музеевед, сочла нужным шепотом сказать мне: «А знаете, Нина Максимовна, я думаю, что это портрет Елизаветы Федоровны». Теперь, когда прошло столько лет (это происходило в 1986 году) и великая княгиня Елизавета Федоровна причислена к лику святых, еще раз хочется воскликнуть: «Какое замечательное и нужное учреждение – музей! Это действительно живой мостик между прошлым и будущим».
Вообще, вокруг этого портрета было много легенд. У многих музейных экспонатов есть свои истории. Прошло уже столько лет, ушли из жизни люди, причастные к судьбе портрета. Но от этой работы И.М. Митрофанова веет такой духовностью, благородством, вечным, что просто диву даешься. В книге поступлений музея картина носит название «Портрет монахини».
Среди тех, кто в той или иной степени причастен к этой работе Митрофанова, мог быть очень любимый им художник К.Ф. Юон. Долгие годы Иван Михайлович хранил подарок Юона – живописную кисть художника, которую в конце концов подарил в музей.
Последние годы
Последнее десятилетие жизни Ивана Михайловича в Орле наполнено многочисленными выставками и встречами. Он участвовал в выставке старейших орловских художников К.С. Андросова, Н.Н. Моревского, А.Г. Новикова в 1975 году. Выставки Митрофанова в Орле проходили в 1975-м и 1979 годах. В 1982-м в Бресте состоялась выставка произведений художников городов Орла, Луцка, Бреста, где он также побывал. Иван Михайлович был постоянным участником художественных экспозиций в Курске, Орле, Туле, Свердловске, Калинине, Бресте в 1987 году.
Наверное, это был слишком интенсивный ритм жизни для его возраста. 10 июня 1987 года Митрофанов умер. Коллеги-художники, музейная общественность достойно похоронили этого очень интересного художника и человека. В 1998-м была проведена выставка, посвященная памяти Ивана Михайловича. Его произведения хранятся в Курской, Тверской картинных галереях, в Орловском музее изобразительных искусств, в Государственном музее И.С. Тургенева.
 Нина Кирилловская

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям