Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Деньги в асфальт

Дороги, которые мы выбираем

10.03.2013

«Я плачу налоги – где дороги?!» – по весне этот слоган как никогда актуален. Глядя на некоторые орловские «направления», кажется, что асфальтовое покрытие на них тает вместе со снежным. При этом у всех на слуху немалые суммы, которые выделяются из бюджетов всех уровней на ремонт и содержание дорог, закупку новой спецтехники. Почему же дороги «сыплются»? И какие меры надо предпринять, чтобы улицы и дворы города перестали вызывать нарекания как водителей, так и пешеходов? В администрации Орла видят выход в широком применении современных технологий, а главное – создании муниципального дорожного фонда, что в итоге позволит наконец-то уйти от банального латания дыр к качественному дорожному ремонту.

Много или мало?

Чтобы разобраться, почему сегодня у многих создается впечатление, что выделяемые на ремонт деньги просто закатываются в асфальт без всякого толка, начнем с азов. В Орловской области второй год подряд действует региональный дорожный фонд (ДФ). Здесь аккумулируются деньги, собранные из разных источников (в том числе транспортный налог), и перераспределяются на муниципалитеты. Сколько приходится на Орел? В прошлом году это было порядка 280 млн рублей. Лимиты по этому году еще не доведены, но ориентировочно сумма будет примерна та же. На эти деньги нужно ремонтировать и содержать улично-дорожную сеть города и дворы, строить новые участки дорог.

Много это или мало? По подсчетам независимых экспертов, на одно только содержание в нормативном состоянии дорог Орла (то есть зимнюю и летнюю уборку, ямочный ремонт) в год необходимо порядка 500 млн рублей. Реально выделяется почти в три раза меньше.

Как пояснил заместитель начальника управления городского хозяйства горадминистрации Николай Рвачев, в 2013 году Орел из областного ДФ получит примерно 200 млн на ремонт дорог, 105 – на ремонт дворов и межквартальных проездов. На содержание дорог в городском бюджете на этот год заложено 110 млн, плюс порядка 70 млн поступит из ДФ.

– Я прекрасно понимаю негодование жителей, критику СМИ, когда говорится о том, что дороги в городе разбиты, ни проехать, ни пройти. Но судите сами. Учитывая нынешний объем финансирования на содержание, единственной мерой, которой мы хоть как-то можем поддерживать дороги в проезжем состоянии, является ямочный ремонт. Он не имеет гарантийного срока, говорить о технологиях не приходится. Повторюсь, это экстренная мера, – считаем Николай Рвачев. – Зимой работаем с литым асфальтом, чтобы поддержать дороги до лета, когда начнется нормальный ремонт. При этом в 2013 году денег из ДФ нам пока не поступало. В прошлом году первый транш пришел летом.

Деньги нужны уже вчера

Получается, что из-за нехватки денег орловские дорожники в основном латают дыры, вместо того чтобы заниматься нормальным ремонтом. И по весне асфальт из этих дыр вымывается, как и деньги из бюджета, потраченные на них. Так, только в прошлом году в Орле на 93 улицах был проведен ямочный ремонт на общую сумму 85 млн рублей. Занимается этим в основном спецавтобаза, у которой в сезон на самом деле не хватает ни техники, ни людей.

– В прошлом году было обещано, что из области придут средства на приобретение техники для спецавтобазы и частично для наших коммунальных предприятий, – рассказал Рвачев. – В целом при 25-процентном софинансировании из городского бюджета на это планировалось выделить 200 млн. На сегодня этих денег нет, программа не реализована, поэтому мы сейчас в срочном порядке меняем программу по закупке техники, рассчитывая только на свои деньги. Это 50 млн на пять лет для приобретения в лизинг техники для спецавтобазы. Сможем купить порядка 9–10 единиц КДМ и грейдеров, хотя потребность в пять раз больше.

Что касается ремонта дорог, в том числе и капитального, из-за нехватки денег в 2013 году из 17 намеченных объектов, на которые уже проектно-сметная документация есть, финансирования хватит лишь на шесть.

На остальных, по-видимому, будут, как и раньше, латать ямы в ожидании денег на ремонт. Чтобы прекратить эту неэффективную работу, которая мало того что смахивает на мартышкин труд, так еще и сосет деньги из бюджета, выход только один. Значительно увеличить масштабы капитального ремонта городской уличной сети. По подсчетам дорожников, чтобы не происходило разрушение большего количества дорог, чем они успевают ремонтировать, ежегодно надо капитально делать не менее 30 км дорог. Межремонтные сроки такого покрытия – 8–12 лет. При этом один километр капремонта дороги стоит 20 млн рублей. Дорого. Зато надежно.

Лучше меньше, да лучше

Пожалуй, при нынешней команде управленцев горадминистрации в Орле едва не впервые всерьез заговорили о необходимости применения современных технологий в дорожных работах. Банальный ямочный ремонт в прошлом году начали заменять так называемыми картами: это когда срезается слой дорожного полотна 10–15 метров и взамен укладывается новый асфальт. На таких экспериментальных участках, кстати сказать, этой весной нет проблем «таяния» покрытия.

Третий год при проведении дорожных работ используется асфальт на щебеночно-мастичной основе. Его качество и эксплуатационные свойства намного выше того, что укладывали прежде. Как пример – улица Московская. В 2012 году такое покрытие уложили на ул. Генерала Родина и Колхозной. Вообще, с 2012-го на всех дорогах города при ремонте, в том числе и капитальном, используется только такой асфальт. Неплохо зарекомендовала себя технология рециклинга. Пример – улица Красноармейская. И пусть применение этих технологий обходится процентов на 25 дороже, зато и результат долговечнее. Еще одно новшество, которое скоро можно будет увидеть на дорогах города, – специальные бетонные конструкции, которые позволят укладывать трамвайные рельсы как бы единым полотном с дорогой, что значительно облегчит движение транспорта и позволит на годы забыть про дорожный ремонт.

Муниципалитет хочет свой фонд

Как говорится, планов громадье, были бы деньги. По словам городских чиновников, недостаток финансирования – это единственный сдерживающий фактор, который не позволяет содержать дороги в нормальном состоянии. Основная проблема на сегодня в том, что деньги, приходящие в Орел из областного ДФ, – целевые, и перекидывать их с одной строки на другую нельзя. Хотя, как правило, очень нужно. Весной, пока не пришли средства на содержание дорог, а новая техника для ремонта уже требуется, взять деньги на ее покупку просто неоткуда. Самостоятельное распоряжение городком ДФ дало бы больше возможностей для маневра.

– В ряде российских городов действуют муниципальные дорожные фонды, – рассказал заместитель главы горадминистрации Валерий Шевляков. – Средства регионального ДФ к ним изначально поступают как источник финансирования. Наряду, к примеру, с платой от штрафов за нарушение контрактов по ремонту дорожной сети, платой за присоединение дорожной инфраструктуры, штрафами за превышение норм по тяжеловесным машинам и т.п. Мы планируем согласовать с областным правительством, что деньги из ДФ и нам будут поступать как источник дорожного фонда, а мы уже внутри принимаем решение, куда направить больше денег – на ремонт, содержание, дворы. Для этого надо принимать изменения в региональном законодательстве.

Кстати сказать, сумма транспортного налога, собираемого в Орле, примерно равна тем деньгам, которые город сегодня получает из ДФ. Это порядка 280 млн рублей. Вкупе с применением современных технологий, усилением контроля качества дорожных работ, возможность оперативно распоряжаться деньгами муниципального ДФ даст, по уверениям чиновников и дорожников, результат, который будет виден налицо. То бишь на дорогах.

Мария Рюмина

Валерий Шевляков, заместитель главы администрации Орла

Мы уже направили в область свои предложения по созданию муниципального ДФ. Ориентировочно он начнет функционировать не раньше 2014 года, поскольку утверждается вместе с бюджетом.  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям