Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Политика vs экономика

Долговая амнистия нам не поможет?

08.10.2017
С 1 января 2018 года в России запустят программу реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов. Планируется, что нововведение станет огромным подспорьем для социально-экономического развития субъектов Федерации. Ведь в первые годы действия программы из казны регионов России ежегодно будет выплачиваться всего по пять процентов задолженности. Такой график позволит высвободить в общей сложности свыше 400 млрд рублей. Задумка неплохая, но даст ли она ожидаемый эффект в некоторых субъектах? И стоит ли вообще «амнистировать» долги всех подряд, уравнивая таким образом регионы, направившие взятые кредиты на развитие, с теми, кто просто их «проедает»?
 
Кредитный портфель
Озвученный Владимиром Путиным способ поддержки субъектов Федерации появился неспроста. В проекте федерального бюджета на ближайшие годы средства на новые займы из государственной казны не предусмотрены. Впрочем, за счет прошлых ссуд многие регионы неплохо переформировали свой кредитный портфель. Так, из федеральной казны уже выдано займов на сумму больше чем один триллион рублей.
Задачей бюджетных кредитов было заменить в структуре госдолга регионов дорогие банковские. Если ставка коммерческого займа около 9 процентов, то бюджетного – только 0,1 процента. По данным счетной палаты, на 1 июля 2017-го доля бюджетных кредитов в структуре госдолга субъектов Федерации составила 47,6 процента против 27,7 процента – банковских. Изменение структуры госдолга помогло 80 процентам регионов снизить расходы на его обслуживание: за первое полугодие текущего года они сократились на 8,7 процента по сравнению с первым полугодием 2016-го, подсчитали «Ведомости».
Так, за счет перекредитования Воронежской области львиная доля основного долга (27,23 млрд рублей) приходится на займы из федерального бюджета. У Белгородской области из 42,73 млрд рублей всего 4,7 млрд долговых рублей – на коммерческий сектор. Тамбовская область из 16,5 млрд рублей должна банкам только 5,6 млрд. Госдолг Курской области в размере 9,4 млрд рублей состоит только из бюджетных кредитов. У Липецкой области около 15,9 млрд рублей долга, из него 3,8 млрд – банковские кредиты. И только Орловская область выделилась на фоне «умных» соседей по ЦФО. Львиная доля займов приходится как раз на дорогие банковские кредиты: из 16 млрд рублей мы задолжали коммерческому сектору свыше 11 млрд, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Минфина РФ от 1 сентября.
К слову сказать, успевшие перекредитоваться регионы не сильно сетуют на сокращение финансового потока, направленного на федеральные займы. Ведь со следующего года они задействуют не менее интересную схему государственной поддержки.
Помогут по-новому
В качестве альтернативы госзаймам (или следующего после переформирования кредитов шага) губернаторам предложена программа реструктуризации бюджетных долгов, рассчитанная минимум на семь лет. А для отдельных регионов, которые за первые два года увеличат налоговые и неналоговые поступления в казну темпами не ниже инфляции, срок могут продлить до 12 лет.
Участникам предлагают выплачивать по пять процентов долга до 2020-го, а последующие девять лет – по 10 процентов. Оставшиеся средства останутся в распоряжении регионов.
Условия для экономического развития неплохие: как отметил глава государства, в 2018 году разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и потенциальным графиком выплат составит 250,5 млрд рублей, в 2019 году – 177,5 млрд рублей.
За счет новой программы Калужская область, например, сэкономит 15,7 млрд рублей, Смоленская – 12 млрд, а Краснодарский край – 10,7 млрд рублей. Фактически это дополнительная помощь регионам из федерального бюджета. Ведь 31 процент собственных доходов регионов сегодня идет на погашение кредитов.
– Реструктуризация позволит расчистить финансы с тем, чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредиту. Это должно существенно расширить программы, помочь выполнять прямые социальные обязательства и модернизировать ту или иную инфраструктуру, которая обеспечивает качество жизни наших граждан. Просьба ко всем губернаторам реструктурировать бюджетные долги, – отметил Владимир Путин, выступая на заседании президиума Госсовета в Ульяновске 22 сентября.
Вот только в этой связи возникает закономерный вопрос: все ли потенциальные участники смогут эффективно воспользоваться данной возможностью?
Под одну гребенку
Обнулять кредиты необходимо, считает глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Но отмечает, что здесь есть риск уравниловки.
«Обслуживание долгов – непосильная ноша для регионов. Понятно, что ряд областей уже не надеется вернуть кредиты. Более того, некоторым приходится брать кредиты, чтобы не допустить долги по зарплате. Регионы накопили «плохие» долги. «Хорошие» – это инвестиции в будущее, «плохие» – латание дыр», – передает слова эксперта ИА «Регион-Центр».
Например, Калужская область дает пример «хороших» долгов. Все ушло на развитие промышленных кластеров. Но долги есть долги. Экономическая конъюнктура изменилась, а отдавать в любом случае надо. Орловская область – это другой пример. Кредиты «проедались». Плохо, если реструктуризация и списание долгов уравняет руководителей эффективных и не очень.
Доктор политических наук Дмитрий Нечаев также сомневается, что предложенная реструктуризация даст хоть какой-то эффект на Орловщине. Об этом он сообщил в комментарии «ОВ».
Реструктуризация бюджетных долгов, считает эксперт, задумана для того, чтобы в течение последующих пяти лет как минимум половина регионов показала успешное социально-экономическое развитие, подняв таким образом уровень жизни в целом по стране.
Но вот Орловщине в этом плане мало что светит. Потому что львиная доля бюджетных расходов в регионе приходится на коммерческие кредиты, и, как было отмечено выше, перекредитовать долг у федералов мы не захотели или не смогли.
– Если субъект Федерации чаще старается занимать деньги у банков, то тут, конечно, прослеживается желание перебиться на какое-то время, решить текущие проблемы. Но есть и обратная сторона: можно увидеть связь между займом в банке и «благодарностью» этого учреждения конкретному лицу, пролоббировавшему интересы именно этого банка. Понятно, что эффективности и прозрачности подобных банковских заимствований у регионов нет, – рассуждает Дмитрий Нечаев и продолжает: – С другой стороны, реструктуризация хоть части долга для Орловской области с ее закредитованностью может стать хорошим подарком. Но таким подарком надо грамотно воспользоваться. А нынешняя команда в системе исполнительной власти вряд ли на это способна. В то время как другие субъекты Федерации с учетом новых предложенных президентом возможностей готовят стратегию развития до 2035 года, экономический блок правительства Орловской области, уверен, не прилагает особых усилий в этом вопросе.
Используя простонародное выражение, прежде чем дать козе баян, то есть предоставить Орловщине шанс на списание долгов, необходимо определиться с управляющей командой региона, способной повести область в светлое будущее. Ведь, как не раз подчеркивал Нечаев, «тут многое зависит от интеллектуального уровня, кругозора, амбиций регионального правительства. Теперешние чиновники Орловской области такими талантами не обладают».
– Видя вакханалию с финансами в слабых регионах, федеральное правительство заинтересовано взять малоэффективные области под жесткий контроль, в том числе за счет построения новой вертикали власти. Столичные чиновники начали спрашивать с глав регионов и их команд за результаты экономического развития доверенной им территории: появились ли новые промышленные производства, как чувствует себя в целом реальный сектор экономики и так далее, – говорит Нечаев.
Отсидеться в тени уже не получится. С каждого чиновника спросят за порученный ему участок. Президент уже сделал ход конем: речь идет о начавшейся на прошлой неделе ротации губернаторов.
– Предполагается, что новые ставленники более успешно воспользуются предложенными механизмами. А пока еще сидящие на местах, почувствовав шатания своих кресел, более активно зашевелятся в вопросах развития вверенных им областей, а значит, и сохранения своих должностей, – подводит для «ОВ» итог аналитик московской рейтинговой компании Татьяна Астахова.
Спасет ли это от прогнозируемого «слива» предбанкротную Орловщину, покажет время.
 
Тем временем
Кроме задолженности регионов по бюджетным кредитам Владимир Путин также призвал Минфин разобраться и с проблемой коммерческих кредитов. «Сбербанк решил снизить ставку по коммерческим кредитам, но за этим обращаются не все регионы, – рассказал глава государства. – Может быть, кому-то из руководителей регионов выгодно платить высокую ставку? Я внимательно посмотрю на эти примеры».
Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям