ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №15(1264) 16 мая 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Дмитрий Нечаев: «Нельзя поднимать самолет, который не знаешь, куда посадить

21.03.2012

На днях завершился масштабный избирательный цикл. Чем он был характерен для такой крупной и важной политико-административной единицы России, как ЦФО? Смогут ли политические реформы способствовать снижению напряженности в обществе? И почему Орловская область стала последней в списке голосов, поданных за Владимира Путина? Об этом и другом – в интервью с председателем экспертного совета АНО «Институт политического анализа и стратегий», политологом Дмитрием Нечаевым.

Цементирующий эффект

 – Дмитрий Николаевич, каков все же главный итог прошедшей политической кампании для ЦФО?

– Прежде всего, ЦФО доказал, что является «цементирующим» регионом России, ключевым с точки зрения поддержки госвласти. Это тем ценнее, что высокие проценты были получены в  весьма конкурентной среде, с учетом не самого высокого уровня жизни этих территорий. И это было объективное волеизъявление, которое существенно отличалось от качества голосования в тех же национальных республиках, пытающихся выразить традиционную, но скорее показную лояльность федеральной власти при помощи заоблачных процентов для основного кандидата.

– С момента проведения госдумовской кампании в повестку дня был включен так называемый «русский вопрос», ориентированный прежде всего на аудиторию Центрального Черноземья. Но на финальном этапе избирательного цикла достойного развития эта тема так и не получила. С чем вы это связываете?

– «Русский вопрос» был так или  иначе адаптирован к проблематике предвыборных программ всеми главными политическими игроками. Однако в последние две-три недели, как вы справедливо заметили, они решили ослабить педалирование этой темы в надежде собрать как можно большее количество голосов всеми социальными группами, и в национальных республиках также. Но в целом данная проблематика, конечно, не снята и будет набирать свою популярность.

С кем ты, креативный класс?

– Тот же финальный этап кампании охарактеризовался расколом общества, взаимным непониманием власти и части граждан страны, так называемого креативного класса. Смогут ли политические реформы, заявленные руководством России, способствовать снижению напряженности?

– Политические реформы, о которых говорят Путин и Медведев, конечно же, должны ориентироваться на положительный результат. С другой стороны, у руководства страны, особенно у избранного президента, есть понимание одного важного правила, которое в свое время озвучил Алексис де Токвиль. Чем больше ты делаешь для «подданных», чем больше они это ощущают, тем выше их запросы. Сегодня в стране четко  обозначились не просто противники Путина, но его антагонисты: интеллектуалы, часть интеллигенции и так называемого среднего класса, включающего в себя представителей малого и среднего бизнеса.  И могу предположить, что количество этих людей будет скорее увеличиваться, в особенности тогда, как это ни парадоксально, когда ситуация в стране будет улучшаться. Поэтому сегодня очень важно насколько эффективно правительство Владимира Путина сможет интегрировать представителей оппозиции в систему управления, насколько успешно будет применена технология коалиций, к примеру, при создании федерального правительства.

– Владимир Путин уже озвучил неформальное предложение обладателю сенсационного результата по Москве, да и не только, Михаилу Прохорову…

– Феномен Прохорова, безусловно, имеет место быть. Объясняется он и востребованностью у населения политиков, имеющих опыт в бизнесе и управлении, и, конечно, фактором новизны. Сегодня многие эксперты прогнозируют неплохое политическое будущее Прохорова, но поскольку он ставит перед собой максимальные цели, это будущее сегодня вряд ли может быть связано с формирующимся Правительством РФ.

Миссия была выполнима

– На президентских выборах перед губернаторами, как всегда, ставилась неформальная процентная планка, которую должна была преодолеть сумма голосов, поданных за главного кандидата. Насколько успешно была реализована эта задача в ЦФО? У меня сложилось впечатление, что средний результат в 60 процентов стал, скорее, позитивной неожиданностью.

– Соглашусь с такой точкой зрения. И скажу более, неформальное задание в ЦФО было успешно выполнено, причем достаточно грамотно с минимальным использованием административного ресурса и политических фальсификаций. Путин, без сомнения, выиграл очень уверенно и объективно. Поэтому большинство губернаторов может быть довольно собой. Однако нужно признать и то, что столь высокий процент, конечно же, не был получен только за счет усилий региональных штабов.

– В неформальном электоральном соревновании регионов Орловская область, очевидно, проиграла не только соседним областям, но и по общероссийским меркам. Почему?

– Орловская область, действительно, входит в число 10 регионов, которые дали наименьшее число голосов за избранного президента. Причин для этого несколько. Это и разбалансировка управления, и то, что региональная власть не всегда способна контролировать политические процессы, а многие ее решения, в том числе кадровые, носят характер экспромта. Кроме того, в Орловской области в силу традиций сложилась высокая конкурентная среда. При этом на жителей областного центра очень трудно давить. Они имеют свое собственное мнение и отношение к власти, что и проецировалось на конечный результат.

– Некоторые региональные эксперты называют одной из причин невыразительного результата на выборах переключение орловского админресурса с выборных мероприятий на вопросы смещения Виктора Сафьянова с поста мэра Орла. Насколько необходимо было реализовывать эту задачу в самый разгар  важнейшей избирательной кампании?

– Я не стал бы выделять эту причину как основную. Она лишь элемент в совокупности проблем.  Факт отставки Виктора Сафьянова лишь подтверждает тезис об уже упомянутой разбалансировке управления.

Нужно ли было проводить эту кампанию именно в этот период? Я полагаю, что у Александра Козлова просто не было другого выхода. Затягивание или нерешение этого вопроса негативно отразилось бы на нем.

– В продолжение темы. Сегодня в Орле вступила в силу  новая «двуглавая» модель муниципального управления. В каком направлении может развиваться ситуация в городе, исходя из опыта регионов ЦФО, уже опробовавших эту схему?

– По всей видимости, и здесь идет речь, прежде всего, об имитации реформы, которая должна отвлечь внимание от реальных проблем в социально-экономической сфере региона. Да, по некоторым показателям Орел, Орловская область на сегодняшний день выглядят неплохо, но во многом за счет давно сложившихся направлений, которые стали оживать после кризиса. Поэтому, на мой взгляд, это попытка показать, что есть некое движение. Но, по сути, мы имеем дело с политической импровизацией.

– Да, Орловщина в последнее время все больше напоминает полигон своеобразного реформаторства. Насколько было необходимо затевать, к примеру, «перестройку» государственных СМИ как раз накануне целого ряда важных избирательных кампаний?

– Анализируя промежуточные итоги орловской информационной реформы, сравнивая их с ситуацией в других регионах, могу сказать только то, что реформа, не имеющая ни внятных целей, ни задач, не может стать успешной. В связи с этим вспоминаются слова известного советского писателя Юрия Бондарева, обращенные к Горбачеву в 1988 году, в разгар перестройки. Он тогда сказал: «Вы подняли самолет, который не знаете, куда  посадить». Слова мудрого человека тогда оказались пророческими.

Конечно, проводимые мною параллели очень условны, поскольку масштаб несопоставим, но нечто подобное я наблюдаю и в Орле. По сути, происходит реформа ради реформы. И, скорее всего, Александр Козлов будет продолжать получать подтверждения того, что она проводится не вовремя. Возможно, стоит остановиться, подумать, какие же цели преследуют все эти изменения.

Наталья Балакирева

Справка «ОВ»

Дмитрий Николаевич Нечаев – доктор политических наук, доцент Воронежского государственного университета. Руководитель одного из региональных деловых изданий. Специалист по сравнительному анализу политических систем, моделям социальной политики, регионоведению, избирательным и информационным технологиям.

Работа:

С 2005 года возглавляет экспертный совет АНО «Институт политического анализа и стратегий», научно-исследовательскую и консалтинговую структуру в Центрально-Черноземном регионе. Член Российской ассоциации политической науки (РАПН). Автор более 80 научных трудов, в том числе трех монографий.

Его работы опубликованы в ведущих российских научных журналах: «Полис», «Мировая экономика и международные отношения», «Современная Европа», «Вестник РУДН».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям