Орелстрой
Свежий номер №41(1244) 22 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьера

Детектив с «форточкой»

29.03.2014

В ОГАТ им. И.С.Тургенева с успехом прошла премьера спектакля «Пикничок» по пьесе современного драматурга Владимира Жеребцова (Башкирия). Режиссер – Игорь Черкашин.

 

Новое имя

Журналист (редактор газеты «Стерлитамакская правда») и драматург Владимир Жеребцов постепенно начинает «завоевывать» сценические площадки России. У него более десятка интересных пьес со своей нравственно-психологической «изюминкой». Герои Жеребцова – это люди, живущие рядом с нами. Погруженные в хорошо знакомые нам реалии современного российского быта. Казалось бы, вполне заурядные. Но некоторые из них несут в себе особую тайну, которую очень хочется раскрыть.

И жеребцовские сюжеты – не без загадки. Их любопытно отгадывать. Например, что за шедевр оставил своей близкой подруге (и нам с вами) преждевременно ушедший из жизни известный поэт (пьеса «Полтора стиха»)? Какие мотивы побуждают героя этого сценического произведения, питерского литературоведа, приехавшего в провинцию искать ценную рукопись, совершать не совсем благовидные с точки зрения морали поступки – желание прославиться или чисто исследовательский интерес к научным открытиям?

Дачный шашлык

Вот и в «Пикничке» перед нами разворачивается, на первый взгляд, незамысловатая история одной дачной прогулки. Трое молодых друзей: Савчик (Александр Козлов), Маша (Наталья Ткаченко), Петюн (Сергей Евдокимов) и примкнувшая к ним Василиса (Надежда Захаркина) – жарят шашлык, перебрасываются между собой репликами, проявляют друг к другу симпатии и даже антипатии (прежде всего к странной новенькой), слушают рок-музыку, дурачатся и т.д. Ребята как ребята, таких много вокруг. Постепенно на наших глазах приготовляется не только мясной, но и детективный «шашлык», на «огне» психологий и нравственных императивов тех, кому сегодня за двадцать и кто идет на смену как старшему, так и средневозрастному поколению.

Здесь, по ходу действия, автором будто бы включается рентгеновский аппарат, позволяющий распознать невидимое. И грань между простым и сложным, добрым и злым, алчным и бескорыстным размывается, а плюсы и минусы оценок меняются местами.

Кавалькада эмоций

Прежде чем запустить ее на сцене, режиссер должен был сделать выбор: изначально демонизировать героев спектакля (приключенческо-детективная основа оправдывает такой ход) или, наоборот, подчеркнуть в них обыденность. Постановщик выбрал второе, и был абсолютно прав. С демонами и записными злодеями один разговор. С теми, кого мы причисляем к нашим детям, братьям, сестрам, родственникам и знакомым – в принципе хорошим, нормальным людям, – разговор другой. Чтобы зрительский (молчаливый, доверительный) «диалог» с участниками пикничка состоялся, они и должны быть теми, к кому мы привыкли в нашей повседневности.

А дальше – «карты в руки» Игорю Черкашину.

… На сцене перед темным задником – фасад обыкновенного деревенского дома. Во дворике – стол, кресло-качалка, скамеечки, несколько стульев. Все просто и узнаваемо. Маечки-джинсики у молодых людей такие же, как в реальной жизни. Юноши и девушки говорят, двигаются точно так же, как их ровесники на сегодняшних улицах.

Темпоритм, неторопливый в начале спектакля, по мере развивающихся загадочных событий убыстряется, превращая взаимоотношения героев в ту самую «кавалькаду эмоций», где раскрывают свои прячущиеся от поверхностного взгляда сущности наши действующие лица. Режиссер потратил немало усилий для того, чтобы артисты в этом заданном темпоритме были не только органичны, а смогли создать образы далеко не однозначных весельчаков деревенской дачи.

Крепыш Савчик у Александра Козлова, сынок богатых родителей, вроде бы прост, как два пальца, а на самом деле – себе на уме. Может и схитрить, и разозлиться, и струхнуть. Свой в доску Петюн Сергея Евдокимова, паренек из малоимущей семьи, такой обаятельный, милый, оказывается человеком с «двойным дном». Вскрывает в себе (на наших глазах) гнойники собственного комплекса неполноценности.

Модная девочка, «крутая» Маша – ей пальца в рот не клади – оказывается беззащитной простушкой. Не говоря уже о Василисе у Натальи Захаркиной – романтичной, порывистой, честно-бескомпромиссной, но… такова ли она на самом деле или играет (в подводных «рифах» сюжета) роль «положительной» во всех смыслах жертвы обстоятельств? Участковый полицейский (артист Виктор Межевикин) – общительный, приветливый человек в форме с погонами – наивный говорун или хитрый дознаватель? А, может быть, и не полицейский вовсе, а… поди разберись, кто. Опытный, талантливый исполнитель Виктор Межевикин продемонстрировал все свое актерское мастерство, наделив эту эпизодическую фигуру полноценным характером неглупого, знающего себе цену человека, которому выгодно «прикинуться шлангом».

«Окошко» в истину

Пытаясь разобраться в спонтанно возникших драматических обстоятельствах загородной прогулки, молодые люди решают проигнорировать крепко запертую дверь дома и проникнуть внутрь через окошко (или форточку) задней, невидимой зрителям стены дома, чтобы докопаться до истины: что же здесь произошло незадолго до их приезда? На этот «подвиг» вызывается гимнастка Василиса. Она возвращается к своим новоявленным друзьям со странными предметами в руках, подтверждающими якобы случайную информацию участкового.

Здесь действие достигает своего эмоционально-кульминационного момента и становится логико-психологическим оправданием неожиданного конца спектакля. Режиссер, меняя световые и музыкальные акценты, чуть снижает темпоритм захватывающего зрелища, чтобы через апофеоз еще нескольких эмоциональных взрывов и потрясающих своим цинизмом поступков одного из персонажей выстроить грустно-спокойный финал, в котором плюсы и минусы личностных характеристик героев вновь меняются местами. Более того, он выводит на сцену троих из знакомой нам пятерки в качестве… призраков, молчаливо наблюдающих за «разбором полетов» двух друзей, оставшихся, как говорится, при своих интересах.

Детективная «форточка» спектакля сработала не только на развитие и окончание сюжета. Зрителям предложено активно подумать над тем, что же все-таки случилось во дворе старенького деревенского дома и внутри самого строения. Поразмышлять над поведением героев «Пикничка», их подлинной житейской «беспонтовостью» или, наоборот хитрованством, со склонностью к зловещим метаморфозам, над настоящими или мнимыми событиями, заложенными авторами в произведение театрального искусства.

Какие они, сегодняшние молодые люди? На что способны? Что движет их поступками? Какова среди представителей нового поколения мера ответственности за себя и за свое окружение? Вопросы, вопросы и… непростые ответы.

Прорыв в сегодня

Да, в нынешнем сезоне, с приходом нового художественного руководителя Игоря Черкашина, областной драматический театр меняет лицо. Это уже не просто академический «дом классики», как было раньше, а театр, не боящийся выносить на сцену острейшие и тревожные вопросы сегодняшнего дня, пользуясь драматургическим материалом, созданным в тот отрезок времени, в котором живем и мы. Шукшинский «Постскриптум», макдонаховская «Королева красоты», харвудовский «Костюмер», жеребцовский «Пикничок» – не формальное обновление афиши, а реальная смена творческой программы театра, которую много лет ждали те, кто считает себя верными друзьями ОГАТ им. И.С.Тургенева.

Виктор Евграфов, фото Петра Мусатова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям