Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Десять веков русского Афона

01.12.2016

В 2016 году исполняется тысяча лет присутствия русского монашества на Афоне. Такая внушительная дата празднуется и в России, и в Греции. Именно 1016 годом датируется некий документ с подписями игуменов всех монастырей Афона, среди которых есть и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

 

Удел Пресвятой Богородицы

Афон – гора высотой чуть более двух тысяч метров, которая дала также название целому полуострову греческой Македонии, один из «пальцев» полуострова Халкидики в Восточной Греции.

Теперь Афон является одним из четырех «уделов Богородицы» – земель, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Другие три – Иверия (Грузия), Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь в России. По преданию, в 49 году Богоматерь плыла на Кипр навестить святого Лазаря, и внезапная буря прибила корабль к берегам Афона. Богородица увидела в этом знак и, сойдя на берег, нарекла это место своим уделом.

Сейчас Афон – это самоуправляемая монашеская республика в составе государства Греция. Согласно уставу, действующему на Афоне, высший законодательный и судебный орган Святой Горы – Чрезвычайное Собрание, состоящее из настоятелей всех двадцати афонских монастырей.

Монахи заселили полуостров в период раннего христианства, и в 676 году император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность монахам-насельникам. В 883 году Василий Македонянин письменно подтвердил, что Афон является местом исключительного проживания монахов. Еще через 80 лет на Святой горе появился первый из двадцати афонских монастырей – лавра, основанная Афанасием Афонским. Самый поздний монастырь Ставроникита был основан в середине XVI века. Все афонские монастыри – православные, но всегда представляли самые разные «пределы» православного мира. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, до сих пор главная точка притяжения паломников из России, был основан в 1169 году, хотя русская монашеская община существовала на Афоне как минимум с XI века.

Святой преподобный Антоний Печерский

С этого времени до начала XX века влияние Афона на духовную жизнь России было очень велико. Можно сказать, что сам характер русского православия сложился под непосредственным влиянием афонской мистико-аскетической традиции. Ведь именно на Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Особенно заметно влияние Афона в момент Крещения Руси, а также в нелегкий период феодальной раздробленности и пребывания под игом орды. В конце XIV века, в эпоху послеордынского нашествия, большой вклад в развитие русской культуры и духовности внес афонит Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Под его владычеством с Афона было привезено и переведено множество священных книг, и в целом начался период возрождения.

На протяжении всего тысячелетия монахи стремились совершить паломничество на Святую гору. В том числе и русские. Так, преподобный Нил Сорский в последней четверти XV века провел на Афоне около 20 лет. Он изучил скитское устройство и, вернувшись на Русь, стремился реализовать афонский монашеский идеал на родной земле. На Вологодчине, на реке Соре, он основал скит по примеру афонского, став одним из идеологов движения нестяжателей.

Новый расцвет и новый упадок

При Османах монахам пришлось несладко: в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения. Именно Россия способствовала тому, чтобы монахам были возвращены монастырские имения: это закреплено в Адрианопольском мирном договоре 1829 года между Россией и Турцией.

Настоящий расцвет русского монашества на Афоне произошел в XIX веке, когда Свято-Пантелеимонов монастырь возродился как центр русского монашества. Он пользовался покровительством российского императора и значительно разросся. К концу XIX века русских монахов на Святой горе стало столько же, сколько и греческих, а в начале ХХ-го – даже больше. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь монахов, все преклонного возраста. В настоящее время здесь подвизается около 60 русских иноков. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов).

Следует отметить, что в Свято-Пантелеимоновом монастыре десять лет молитвенно трудился наш старец схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на Афоне ежегодно бывают орловские паломники, в их числе и автор этих строк.

Пребывая на Афоне, паломники воспринимают божественную благодать бесчисленных святынь, хранимых уделом Божией Матери со времен Ее посещения афонской земли, освященной Ее пребыванием, Ее святыми молитвами, благословением Ее Божественного Сына.

Монастырь великомученика Пантелеимона, в котором подвизаются русские монахи, часто называют просто «Русик». В обители хранят главы великомученика Пантилеимона и преподобного Силуана, частицы мощей Иоанна Крестителя, апостолов Андрея, Петра, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана и других святых.

Тысячелетняя традиция

Даже если рассматривать Афон только как культурный феномен, то нет на земле такого места, где в настолько первозданном виде представлена византийская культура. Но не это приводит на Афон ежегодно тысячи паломников. Здесь, где светские жители появляются и уходят, а постоянно живут лишь монахи, слово к Богу, молитва творится практически ежеминутно. Здесь тысячелетняя традиция существует непрерывно. Поэтому Афон и называют оплотом православия во всем мире.

Недаром наш земляк писатель Борис Зайцев отмечал: «Тысячелетнее монашеское царство!.. Афон – сила, и сила охранительная, смысл его есть «пребывание», а не движение, Афон созерцает, а не кипит и рвется. Но он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона; любви, а не угрозы».

Великая лавра – первенствующий монастырь на Афоне

Православное паломничество на Афоне имеет не только тысячелетнюю историю, но и определенные традиции и правила. На Афон не допускаются женщины. На протяжении веков паломники идут по строго определенному маршруту, останавливаются на специальных подворьях. В каком-то смысле и Афонское подворье в Москве является одним из таких специальных мест: здесь традиционно собирались странники, отправлявшиеся на Святую землю.

Как ни странно, сейчас на Афон легче попасть мирянину, чем священнику. Обычному человеку достаточно иметь шенгенскую визу и специальное разрешение на въезд – диамонитирион. Максимальный срок пребывания на Афоне по этому разрешению – четыре дня. В целом можно сказать, что Афон – герметичный мир, куда светское не проникает. Видно это и по тому, как отмечается тысячелетний юбилей.

Министерство культуры приняло участие в организации выставки в храме Христа Спасителя в честь тысячелетия наследия древнерусского монашества на Афоне. Состоится и международный семинар «Русский Афон и искусство митрополии». Всего же за год в России пройдет около 150 мероприятий, посвященных юбилею. В Москве основное празднование, организованное совместно Русской православной церковью и Министерством культуры РФ, проходило в сентябре 2016 года.

В Греции, с которой Россия в 2016-м связана перекрестным Годом культуры, тоже проходят чтения и конференции – в Афинах, Салониках, Ормилии. В сентябре в Афинах состоялась научная конференция молодых ученых «Россия и Греция: тысячелетний путь православного единства». Празднества будут длиться до конца года, но ключевые события произошли в мае на самом Афоне.

Не будет преувеличением сказать, что тысячелетие русского монашества на Афоне является событием мирового значения. Миссионерский потенциал Афона очень высок: каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников. Афон – место, почитаемое в православном мире святым, место с длинной и непростой историей. Он знал периоды упадка и расцвета, часто держался на волоске от того, чтобы «оторваться от неба» и стать частью большого светского мира. И все же до сих пор Афон остается удивительным феноменом – православной монашеской республикой, единственной в своем роде.

Святая гора Афон и есть, видимо, то место, где человек ищет и находит утерянный рай, где небо спустилось на землю.

Кстати

В рамках празднования тысячелетия русского монашества на Афоне в старейшем храме Орла – Богоявленском соборе три дня сентября находилась честная глава преподобного Силуана Афонского. Святыню посетили тысячи орловцев и паломники соседних регионов. 11 сентября – день памяти преподобного Силуана – является одним из самых чтимых праздников Русского Святогорского монастыря на Афоне.

Анатолий Мищенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям