Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Держава света Николая Рериха

19.11.2013

12 апреля 1961 года во время первого полета в космос Юрий Гагарин записал в бортовом журнале: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Пылающие сердца

С незапамятных времен человек мечтает о полете. В стремлении в небо сказались его благородная тяга к познанию, красоте, к преодолению самого себя и, конечно, страсть к перемене мест. Думается, эта возвышенная греза и дарит нам полеты во сне и наяву, заставляет со светлой грустью провожать взглядом устремившийся куда-то в прекрасное далеко клин перелетных птиц, превращает нас в окрыленных романтиков, парящих на седьмом небе от счастья. И никакое чудо техники не позволит нам утолить духовной жажды. Сальвадор Дали говорил: «В чем смысл летающей машины, если у человека есть совсем иной инструмент для полета – душа?».

В высоком искусстве, созданном для нас гениями человечества, в частности, в живописи Николая Рериха, пытливому, храброму сердцем зрителю распахивается невероятный простор для полета мысли, открывается неисчерпаемый источник эстетического наслаждения. Орловцы воочию могут в этом убедиться, посетив выставку «Держава Рериха», организованную Орловским музеем изобразительных искусств и Международным центром-музеем имени Н.К. Рериха. Вплоть до 9 декабря все желающие смогут познакомиться с 59 картинами мастера из всемирно известной серии «Гималаи», а также увидеть портрет Н.К. Рериха, выполненный его сыном С.Н. Рерихом.

Кроме того, на выставке представлен интересный материал, посвященный дружбе художника с нашим земляком, великим русским писателем Л.Н. Андреевым. «Чудесный человек и мой большой друг» – так отзывался о Рерихе Андреев в одном из писем.

Несмотря на разноречивость их художественных миров, двух творцов сближал общий взгляд на коренные основы бытия, стремление к философскому осмыслению действительности. Символично, что очерк Л.Н. Андреева «Держава Рериха», написанный им в 1919 году к открытию выставки картин Рериха в столице Финляндии, высоко оцененный самим художником, стал девизом и нынешней выставки.

В путь по собственной орбите

Ясно, логически выверено и последовательно рассказать о жизни гения – задача, заведомо обреченная на провал. А уж выстроить линию судьбы такого уникума и духовидца, как Н.К. Рерих, почти нереально, поэтому ограничусь лишь несколькими вехами, которые, надеюсь, позволят отразить масштаб его личности. Николай Константинович был фантастически харизматичен, разносторонне одарен и активен на разных поприщах, диапазон которых простирался от живописи до археологии, от культурно-просветительской деятельности до писательства.

Его художественное наследие составляет около 7000 полотен. Картины, эскизы, этюды декораций хранятся в лучших музеях и галереях по всему миру. Сверх того он оставил нам философские, литературные и научные труды. Наиболее известны его книги, изданные в 1921–1936 годах в Нью-Йорке, Берлине, Харбине и Риге: «Цветы Мории», «Сердце Азии», «Врата в будущее», «Шамбала», «Пути благословения», «Алтай – Гималаи», «Держава света» и другие. К слову, академик Д.С. Лихачев считал Рериха, наряду с Соловьевым, Пушкиным, Тютчевым, Державиным, Ломоносовым, одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путем его художественного осмысления.

Гражданин мира

По инициативе Рериха во всем мире были организованы многочисленные культурные институции. В 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером подготовил Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, также известный как Пакт Рериха. Он стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Художник предложил и отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя мира, представляющее собой белое полотнище с окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Рубиновый круг на белом поле символизирует вечность. В нем находятся три сферы, означающие преемственность прошлого, настоящего и будущего. Также они свидетельствуют о трех составных частях культуры: о науке, искусстве и религии. Знамя мира, размещенное в центре экспозиции, осеняет собой и пространство орловской выставки.

Вам кажется, что всего этого слишком много для одного человека? Отнюдь. Николай Константинович был еще выдающимся путешественником. Наибольшую известность получила Центрально-азиатская экспедиция, осуществленная Рерихом вместе с его семьей в 1924–1928 годах. «Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М. Пржевальский, ни М.В. Певцов, ни П.К. Козлов – пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию», – так оценивает географ Ю.К. Ефремов результаты экспедиции. Из путешествия Рерих привез около 500 созданных им полотен. Представленная на выставке серия картин «Гималаи» отражает маршрут знаменитой экспедиции. Две из тех, что были выполнены прямо на маршруте: «Исток Инда» (1925) и «Ладак. Ле. Королевский дворец» (1925) – включены в экспозицию. Остальные вещи написаны по имевшимся наброскам в 30–40-е годы в Индии, в долине Куллу.

Тайна Обители снегов

Гималайские этюды создавались с натуры и писались достаточно быстро, практически в один прием. Техника темперы по влажному картону требовала высокого темпа работы. Вы непременно обратите внимание не только на редкостную палитру Мастера гор (так называли Рериха в Индии), искрящуюся категорическими контрастами и, тем не менее, сливающимися в грандиозную космическую симфонию, но и на уникальные ракурсы, которые художник видел физическим зрением и прозревал духовно. Вы посмотрите на горы не сверху вниз, а с высоты птичьего полета, с зенита духа Мастера. «Душа с душою говорит» – вот что ощущаешь, пребывая во внутреннем пространстве картины.

«Горы, горы! – писал Рерих во время своих путешествий. – Что за магнетизм скрыт в вас?! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах... Никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово «однообразие». Поистине, целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов Гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря...»

Гималаи покорили Рериха не только эпической мощью и сказочной красотой, он был очарован несказанной тайной, разлитой туманной дымкой, в этом, возможно, самом необычном месте на Земле. Николай Константинович называл Гималаи «сокровищницей духа». Для него Гималаи («обитель снегов» в переводе с санскрита» были связаны не только с преодолением трудностей подъема, но и с духовным восхождением человека.

Искусством, всей жизнью Н.К. Рерих и члены его семьи доказали, что человек воистину рожден для счастья, красоты и духовного совершенствования, как птица для полета.

Выставка «Держава Рериха» продлится в Орловском музее изобразительных искусств до 8 декабря.

Инга Радова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям