ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №15(1264) 16 мая 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

«Деньги на благоустройство важно тратить с умом»

06.03.2018
Эта публикация открывает новый для «ОВ» проект. Он будет посвящен различным концептуальным решениям экспертов в рамках широко обсуждаемой ныне концепции развития общественных пространств Орла. Не секрет, что замыслы архитекторов и дизайнеров, по разным причинам, порой не доходят до глаз общественности, оседая в лучшем случае в чиновничьих кабинетах, идет ли речь о нехватке денег или о банальной подковерной борьбе. В этой связи «ОВ» предоставляет свою площадку, презентуя в этом номере задумку талантливого орловского дизайнера с 34-летним профессиональным стажем Олега Кваснина. Его проект носит название «Литературная тропа».
Без должного педантизма
– Олег Владимирович, поясните, почему благоустройство Орла в последние двадцать лет проходит, по сути, хаотично, вне какой-либо концепции.
– Я думаю, все наши беды от того, что мы пытаемся любое дело к чему-то приурочить: как двоечник, который ничего не делает до упора, пока не наступит час икс, тогда он начинает лихорадочно чем-то заниматься, как правило, себе во вред. Так и у нас: вместо того чтобы планомерно развивать нишу того же благоустройства, мы всегда чего-то дожидаемся.
– В принципе, кажется, что тема развития общественных пространств не нова, и в ходе подготовки к празднованию 450-летия Орла нечто подобное уже звучало…
– Я не думаю. В то время происходило все так, как будто из-за угла кипятком кого-то ошпарили. Вдруг откуда-то непонятно, по каким причинам, взялась идея с установкой памятника Грозному или какой-то топиарной скульптуры…
Иллюстрируя эту тему, я всегда привожу пример моста в Сан-Франциско «Золотые ворота». Целая фирма обслуживает его круглогодично, в ее задачи входит в основном покраска. Когда ее заканчивают на одном конце моста, нужно уже приступать к работе на другом. И этот процесс бесконечен.
Это красноречивый пример того, как нужно заниматься тем или иным объектом в рамках уже готовой концепции: методично, планомерно и занудно. А у нас в русском характере такой педантизм отсутствует. Поэтому нас и шатает из стороны в сторону: шаг вперед, два назад. У нас до сих пор, к сожалению, этого до конца не понимают.
 
За разумные деньги
– Ваш проект, насколько я понимаю, идеальным образом вписывается в концепцию развития общественных пространств Орла.
– Есть вещи на злобу дня, а есть вещи вечные. Не нужно делать ничего на потребу общества. Моя концепция направлена на то, чтобы не размазывать деньги, как в том же дорожном фонде, когда финансовые средства фактически пропадают, как в черной дыре. Она направлена на то, чтобы фундаментально облагородить лицо города. Моя идея состоит в создании так называемой «Литературной тропы», которая включает три моста: Александровский, Тургеневский и строящийся Банный, который я предлагаю переименовать в Бунинский.
– Расскажите о своей концепции подробнее.
– Александровский мост нужно привести в то состояние, в котором он задумывался в проектном решении. К примеру, с одной стороны моста находятся бронзовые орлы, а на другой их нет, хотя в проекте они были. Посредине должна быть положена плитка. Я также предлагаю установку на мосту афишных тумб с подсветкой и вращением, элегантные скамьи по эксклюзивному проекту, светильники и прочее. И все это за очень разумные деньги, с чем согласно и руководство города.
– Кстати о деньгах. Сложно, наверное, будет найти понимание не столько у чиновников, сколько в общественном мнении. Ведь у нас не самый богатый регион…
– Вы правы, рассуждения людей на эту тему просты и сводятся к следующему: зачем нам еще один мост, постройте нам лучше школы и больницы. Но если бы мы могли это сделать! Людям довольно сложно объяснить, что деньги, выделенные под конкретную строку бюджета, можно тратить только на нее. А если уж деньги выделены, значит, нужно их использовать с умом, чтобы после нас что-то осталось, чтобы наши дети могли нам сказать спасибо. Но, конечно, здесь есть всякие подводные камни, подковерная борьба, различного рода интересы. Иными словами, местечковая, но все-таки политика.

На «Литературной тропе»
– Поясните, какой смысл вы вкладываете в словосочетание «Литературная тропа».
– Ну не может же человек месить грязь под ногами, двигаясь по направлению к литературным памятникам, от одного музея к другому! А имидж Орла, на мой взгляд, больше не на чем развивать, кроме как на статусе третьей литературной столицы России.
– Одно из ключевых мест в вашей концепции занимает Тургеневский мост. Почему именно его вы считаете центральным мостом города?
– Его смело можно называть главными автомобильными воротами города. Это основная транспортная артерия, соединяющая все остальные районы Орла, вокзалы и т.д. с его историческим и административным центром. Он непременно встречает официальные делегации, гостей, в том числе иностранных. И в каком он сейчас состоянии?
Двадцать лет назад, во время его реконструкции, вместо чугуна, как было указано в проекте, использовался металл, который теперь весь пришел в негодность – банально проржавел. (К процессу реконструкции в то время подключился лишь на этапе ее реализации и не мог влиять на принимаемые решения.) Концептуально я предлагаю обустроить этот мост в соответствии с названием. У меня сохранились некоторые модели тех лет – в частности, герба рода Тургеневых – и другие компоненты, которые можно частично использовать при создании нового проекта из чугунного литья...
Тургеневский и Александровский мосты – это те лакмусовые бумажки, по которым будут судить о нашем городе. По сути, речь идет об одной и той же знаковой для Орла зоне, которая включает в себя аллею Любви и три моста: два уже имеющихся, один – потенциальный.
 
О Бунинском мосте замолвите слово
– Если проекты Александровского и Тургеневского мостов вы только модернизируете, то предлагаемую концепцию Бунинского моста можно назвать вашей собственной. Расскажите о вашем предложении назвать Банный мост Бунинским, кратко опишите предлагаемую концепцию.
– Раз мы говорим о разработке концепции «Литературной тропы», думаю, мое предложение назвать Банный мост Бунинским в конечном итоге найдет поддержку. Сквер, находящийся вблизи этого моста, тоже не имеет названия, ему тоже вполне можно было бы присвоить имя прославленного нобелевского лауреата. Я уже предложил решение ограждения этого сквера в духе модерна, созвучное эпохе, в которую жил писатель: бурной, переменчивой и нервной. Такую же пластику я хотел бы видеть и в ограждении Бунинского моста. А уже существующий памятник писателю очень вписывается в эту концепцию.
– Вы не могли не слышать о приостановке работ по, в вашей трактовке, Бунинскому мосту…
– Они приостановлены в связи с необходимостью доработки проекта. При этом часть денег на его строительство уже освоена. То есть остановить процесс проблематично, так как это наказуемое дело. И тут важно, в каком виде проект доведут до финального этапа. Мы же знаем, к каким печальным последствиям привели непродуманные решения прежнего архитектора. Проекты были, безусловно, амбициозны, но что для столицы с ее деньгами хорошо, то не очень разумно для провинции. Если мост Багратиона с его роскошным остеклением очень гармонично смотрится на фоне «Москва-Сити», то в орловском варианте проект пешеходного моста со стеклянными перилами выглядит довольно неуместно. Тут надо меру знать и придерживаться разумной достаточности в рамках отпущенных средств. Это я и пытаюсь продемонстрировать в своем проекте.
– Ваш проект выносился на общественное обсуждение?
– Нет, пока не выносился. Он только недавно мною разработан и распространен в виде презентации среди должностных лиц: руководства области и города. Еще раз повторюсь, всем нравится, но при этом чиновники сетуют на нехватку денег по статье «благоустройство». Поэтому так важно, чтобы они были потрачены с умом.
– Но у общественности все же была возможность как-то познакомиться с проектом?
– Да, год назад проводилась дизайнерская выставка, на которой он был представлен.
Кстати
«Орловский вестник» готов стать площадкой для обсуждения концепций развития общественных территорий в Орле. Для участия в диалоге приглашаем дизайнеров, архитекторов, готовых озвучить собственные идеи и проекты, а также всех неравнодушных граждан.
Варвара Егорова

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям