Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Цветные «кафли» Болхова

02.07.2015

В начале лета 1970 года в старинный Болхов пожаловали гости, которых в провинциальном городе отродясь не бывало, – сотрудники сектора прикладного искусства Государственного Эрмитажа Ирина Уханова и Галина Комелова. Впрочем, испуг работников отдела культуры Болховского райисполкома скоро прошел, потому что молодые женщины-ученые оказались очень непритязательными в быту и чрезвычайно коммуникабельными.

Муравленые, ценинные, трехцветные…

Как оказалось, их интересовало то, на что 25 послевоенных лет никто из болховчан не обращал внимания, – поливные расписные кафели (или «кафли», как часто до революции писали и произносили это слово, синоним ему – изразцы).

Ирина Николаевна и Галина Николаевна объяснили болховскому культурному начальству, что их маленький город – один из российских центров по изготовлению «кафлей» – наряду с Москвой, Вологдой, Ярославлем, Великим Устюгом, Калугой и Тулой. Ухановой и Комеловой предстояло за несколько летних недель изучить Болхов и окрестности, чтобы выяснить все о производстве предмета их научного интереса.

А теперь, прежде чем я перейду к результатам поиска ученых из Эрмитажа, скажу несколько слов для читателей о самих цветных «кафлях». Они издавна бытовали на Руси как декоративные архитектурные сооружения (элементы) внутри и снаружи зданий. Зеленые (муравленые), синие (ценинные), трехцветные (зеленые с белым и желтым), они вкрапливались в белый камень и красный кирпич, украшая экстерьеры. В XVIII веке применение «кафлей» значительно расширилось, их стали использовать не только при кладке печей, но и для оформления стен и потолков. На одном из старейших сооружений Болхова, Троицкой церкви XVII века, к началу 70-х годов еще сохранялись остатки цветных кафелей на краснокирпичных стенах с белокаменной резьбой.

Завод братьев Сапелкиных

Ирина Уханова и Галина Комелова за то время, которое они провели в Болховском районе, сумели выяснить многое. Главным результатом для них и науки стал, несомненно, вывод о существовании в Болхове небольшого, но очень интересного завода по производству «кафлей». Точную дату его основания определить не удалось. Однако работницы Эрмитажа нашли в городе старожила, 90-летнего Ивана Тарасова, который многое знал о самих мастерах.

Иван Иванович рассказал, что кафельным производством в Болхове в конце XIX – начале XX века занимались четыре брата его матери – Василий, Николай, Петр и Алексей Сапелкины. Они получили в наследство от отца – Леонтия Сапелкина – небольшой кафельный завод, который сумели не только сохранить, но и расширить. На пике производства здесь работало более двадцати человек. Для изготовления «кафлей» использовались местные глины, а технология позволяла получать продукцию очень высокого качества, обладавшую сочными красками, которые не тускнели от времени.

Подтверждение словам старожила ученые дамы из Эрмитажа нашли в доме №74 по улице Октябрьской, где проживала семья Александра Афанасьевича Никифорова. Здесь в центре дома стояла печь, стены которой выходили в три комнаты, радуя взоры хозяина и его гостей яркими рисунками.

На одном из «кафлей» удалось прочесть надпись, сделанную темно-синей краской (кобальтом) по белому фону: «Завод в Болхове братьев Сапелкиных». Ирина Уханова и Галина Комелова составили описание изразцов из дома Никифорова, из которого видно, что болховские кафельщики действительно были искусными мастерами.

Замечательные узорные образцы сапелкинских «кафлей» были найдены также в доме №54 по улице Тургенева в Болхове. Декоративные рисунки с классическими композициями – ампирные вазоны с букетами роз в окружении цветочных гирлянд и с разнообразными растительными орнаментами – являлись самыми распространенными на здешних изразцах.

По словам специалистов, болховские «кафли» отличала гармония цветовых сочетаний с геометрическим и растительным орнаментом. Несомненно, заслуга в этом талантливого художника Ивана Гаврилова, создававшего печатки для рисунков на изразцах. В 1918 году Иван Константинович стал основателем и первым директором Болховского краеведческого музея.

Кафельный завод братьев Сапелкиных существовал до начала 20-х годов XX века. Советской властью это замечательное прикладное искусство оказалось не востребовано. О судьбе самих мастеров почти ничего неизвестно.

Ногами и руками

Но так получилось, что волею случая мне довелось познакомиться с их потомком – внуком одного из братьев, Виталием Леонтьевичем Сапелкиным, известным орловским архитектором, ныне ветераном труда. Он-то впервые и поведал мне о своих предках – кафельщиках. К сожалению, самому Виталию Леонтьевичу известно немного, поскольку в советские годы не принято было вспоминать о родственниках-предпринимателях (тем более, использовавших наемный труд).

Отец Виталия Леонтьевича, названный в честь основателя завода, редко вспоминал о семейном промысле. Однажды только обмолвился, что дед Василий, младший из братьев, трудился на подсобных работах, готовил глину к обжигу. Процедура была кропотливая и долгая (почти три года). Из глины требовалось удалить известь: наливали в подготовленную массу воду, и несколько человек ногами (в том числе и Василий Сапелкин) начинали ее месить до превращения в тестообразное состояние. А потом обработанной массе предстояло отлежаться. Известь при этом гасилась, теряя вредные для обжига свойства.

Другие братья уже непосредственно занимались подготовкой изразцов. Закладывали глину в формы, а после подсушки расписывали и обливали глазурью. Полуфабрикаты закладывались в печь и обжигались. Нужно было точно соблюсти температуру, иначе качественные и красивые изразцы не получались, выходил брак.

Краски для своих «кафлей» братья Сапелкины покупали в Санкт-Петербурге, на заводе по производству фарфора. Продукция пользовалась большой популярностью в Болхове и окрестных селах. К сожалению, их произведения в значительной степени пострадали или были уничтожены в годы немецко-фашистской оккупации. Об уцелевших объектах я уже сказал выше.

Остались в истории?

Для знакомства с «кафлями» «вживую» мы с Виталием Леонтьевичем Сапелкиным недавно, по предварительной договоренности, совершили поездку в Болхов, где посетили местный очень симпатичный краеведческий музей.

Его работники рассказали то немногое, что знали о «кафлях», но главное – показали нам находящиеся в экспозиции образцы, любезно разрешив их сфотографировать. Чем мы с большим удовольствием и воспользовались.

К сожалению, не удалось увидеть те самые печи (если они еще существуют), описанные Ириной Ухановой и Галиной Комеловой. Дома по соответствующим адресам оказались закрыты. Но мы надеемся, что во время очередной поездки в Болхов удастся увидеть украшенные знаменитыми «кафлями» болховские печи.

Теперь несколько слов о тех женщинах-энтузиастках, которые открыли болховчанам их же искусство. Ирина Николаевна Уханова и Галина Николаевна Комелова после отъезда из наших краев опубликовали статью о болховских изразцах в XXXVI томе «Сообщений Государственного Эрмитажа», вышедшем в свет в 1973 году. Потом продолжили заниматься изучением прикладных и народных видов русского искусства, выпустили по нескольку книг. Обе они стали главными научными сотрудниками отдела русской культуры Государственного Эрмитажа, докторами исторических наук. До последнего времени, несмотря на почтенный возраст, продолжали активно заниматься любимым делом.

И в заключение, уважаемый читатель, одна мечта. В последнее время многие хозяева особняков и элитных коттеджей не мыслят своих хором без каминов. Я уверен, что эти уютные хранилища живого огня стали бы еще симпатичнее, укрась их «кафлями» «от братьев Сапелкиных». Может быть, найдутся в Болхове или Орловской области продолжатели этого замечательнейшего вида прикладного искусства, которым гордились наши предки?

Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям