Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Увлеченные

Чудеса в переплете и не только…

08.06.2016
Заинтересовать сегодня детей нелегко. Привычные формы досуга и просвещения нередко скучны юному поколению. Любители планшетов и смартфонов выбирают яркие и разнообразные современные развлечения, обучение. Вместе с тем пришло время, когда дети под давлением взрослых включены в гонку «раннего развития». А засилье «развивающих» книг зачастую не за детвору и просвещение.
 
Классика вокруг нас
Противоположность всему этому – просветительский опыт Орловского объединенного литературного музея И.С. Тургенева. Много полезных уроков дает из своего прекрасного далека отечественная классика. Много способов гармоничного развития детей, творческого прочтения писателей-орловцев, нескучного изучения не только литературы предлагает музей. Конечно, важно, что именно дети узнают в музее. Но, быть может, важнее, какие новые чувства они испытают, какие необычные мечты к ним придут. Познание начинается с удивления. В литературном музее тема сотворчества становится ключевой. Детям предоставляют свободу творческих действий, инициатив в экскурсионно- игровых программах, праздниках, театрализованных представлениях. Все это поможет окунуться в неповторимую атмосферу, которую условно можно назвать «классика вокруг нас», превращает детей в особенных гостей книги.
Вот, например, как важна в таком большом деле «кладовая» писателя-орловца Михаила Пришвина, любимого взрослыми и детьми. Так, в музее школьники могут стать зрителями и участниками «детективного» приключения «В поисках волшебного Колобка» с элементами литературно-экологической игры, необыкновенными чудесами и событиями. Есть и «волшебное» решение – театрализованное представление «Сказки весеннего леса». Педагогические идеи и находки в его проведении совсем не новы, не оригинальны. Творческая деятельность юных артистов организована по мотивам произведений Михаила Пришвина через призму «волшебной силы» искусства.
И дети, и взрослые любят сюрпризы, всем хочется настоящих чудес. И вот почти сказочная история на музейной сцене, подсказанная нашим удивительным земляком Пришвиным. Оказывается, сказка не всегда далеко. Событием волшебным могут быть разные вещи. Вот лес – удивительная, сказочная страна. Здесь тоже есть свои герои. Случаются загадочные события и происшествия, веселые приключения, праздники, спектакли, музыкальные концерты. Только здесь чудеса и превращения необычные, живые.
Легко, захватывающе и правдиво, прекрасным русским языком об этом рассказал Михаил Михайлович. Известного орловца не случайно называли «стариком-лесовиком» отечественной литературы, волшебником и кудесником. Рассказы-загадки, лирические миниатюры, сказочные повести-были, насыщенные назидательными и любопытными приключениями… Юные читатели хорошо знают пришвинских героев, и, тем не менее, встреча каждый раз вызывает волнение и радость, светлые, добрые эмоции, приносит счастливое время открытий.
«Природа есть родина всех талантов…»
Так лаконично и выразительно заметил Михаил Пришвин. Настоящей сокровищницей для творческого развития читателей многих поколений стали книги писателя. Сам же Пришвин считал, что главное сокровище – это чудо живого общения человека с природой, людьми.
Кто же наполнит нашу лесную историю волшебством? Конечно, мы сами. И снова, заручившись партнерской поддержкой, содействием руководства Орловской детской школы искусств имени Д.Б. Кабалевского, не теряя времени, началась слаженная работа. Сделать праздник ярким и веселым – разве это не чудо?
Писатель высоко ценил искусство в воспитании чувств, мыслей, души взрослых и детей. «Наша сказка о том, как важно научить любить и понимать красоту природы, беречь ее. Но чего не случается в сказках?! Мы попробовали все это передать на языке искусства, – рассказывает Т.А. Двизова, заместитель директора по творческой работе школы искусств имени Д.Б. Кабалевского. – Мероприятие представлено в театрализованном формате, скорее даже как игра в театр. Мир театра рождает в душе волшебство, чувство сопричастности. Это всегда тайна и праздник. Так дети учатся понимать удовольствие от общения с искусством».
«Если веришь, сказка оживет…»
Теперь самое время изложить ход сказочного события, рассказать об участниках и зрителях. Итак, вперед, посмотрим, как это было. Начинаем мечтать, фантазировать и творить. Воспитанники школы искусств блистали своими талантами, исполнив песенку для гостей, младших школьников лицея №1, которая и стала приглашением в весеннюю сказку леса. Каждый из нас, читая увлекательные истории, мечтал о волшебных помощниках и верных друзьях. У Пришвина их роль выполняет всем известный герой народной сказки Колобок – для писателя символ неустанной любознательности, за которым так и хочется отправиться в путь по родным просторам. А писатель-путешественник всегда поможет советом в трудную минуту.
Шаг за шагом Колобок открывает зрителям мир природы, мир искусства. Перед нами не скучный морализатор, а настоящий мастер театрального действа. Зрителей ждут «лесные» загадки, занимательные головоломки, шутки, инсценировки. «Обновленный» персонаж, которого представил учащийся третьего «А» класса лицея №1 Данила Кудрявцев, получился обаятельным, лиричным. Современных ребят он легко заинтересовал своей мудростью, «жизненной философией»: детям – все самое доброе и прекрасное. Благодаря юному исполнителю мероприятие с первых волшебных слов создает атмосферу дружбы и доверия между зрителями и участниками, взрослыми и детьми.
В представлении все необычно, интересно. И уж, конечно, невозможно представить сказку, в которой не звучала бы музыка. Вот П.И. Чайковский, как добрый волшебник, прикоснулся своей волшебной палочкой музыканта – и сказка «ожила». Благодаря юным пианистам, скрипачам, вокалистам она наполнилась очарованием праздника. А чарующие звуки С. Прокофьева делают сказку «осязаемой». Не случайно «детскую» музыку композитора сравнивали «с игрой вечно творящей природы», «волшебными ключами к сердцам детей». От композитора, одаренных исполнителей-музыкантов зрители узнают, что музыкой можно передать не только богатый мир природы, но и яркие переживания, глубокие чувства, выразить любовь к ней.
Как мы знаем, в сказках герои поют и танцуют. Как танцем передать возвышенную красоту лесной опушки, характер обитателей леса, восхищение его прелестями? Жизнелюбием, вдохновением, мастерской техникой исполнения завораживают танцевальные этюды – «Вальс цветов», «Танец бабочек», «Шествие кузнечиков». Волшебно, утонченно хореография представлена воспитанниками образцово-танцевального коллектива «Задоринка» (под руководством Л.Г. Лебедевой, Н. В. Ветровой).
Дети в зрительном зале не уставали аплодировать. По словам педагогов лицея №1 Н.В. Берсеневой, Г.А. Сорокиной, в творческом и волшебном смысле сказка получилась яркой, позитивной. Как органично она связала мир детства и классики! Много чудес в природе, искусстве, в пришвинских книгах открыла встреча. «Как замечательно мы сходили в гости к сказке. Оказывается, и в нашем классе есть тоже волшебники», – делились впечатлениями маленькие лицеисты.
 Людмила Селеверстова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям