Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

«Что за звуки! Неподвижен, внемлю сладким звукам я …»

11.12.2014

В этой статье я рассказываю о других орловских композиторах – авторах музыки к стихам М.Ю. Лермонтова: Н.А. Римском-Корсакове, А.С. Аренском, С.Н. Василенко и Т.Н. Хренникове. Их музыка – дань высокой любви и восхищения перед жизнью и творчеством одного из самых уникальных поэтов мира.

Римский-Корсаков и его романсы

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) – композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории, глава композиторской школы. Мастер инструментовки, новатор гармонии. Он учился в Морском корпусе в Санкт-Петербурге. Николай Андреевич вспоминает о своей юности: «Из художественной литературы я прочитал Пушкина, Лермонтова и Гоголя…».

Мы, орловцы, с воодушевлением относимся к тому, что у Н.А. Римского-Корсакова орловские корни. Его мать, Софья Васильевна, родилась в селе Троицкое Малоархангельского уезда Орловской губернии, ныне в Верховском районе Орловской области.

Николай Андреевич неоднократно обращался к трудам орловских фольклористов Петра Киреевского, Михаила Стаховича, Павла Якушкина и воплотил в своем творчестве унаследованные от матери народные напевы Орловщины. «Родиной моих хороводов» назвал композитор Малоархангельский уезд.

Н.А. Римский-Корса-ков создал романсы на лермонтовские тексты, поражающие своей торжественностью: «Утес» («Ночевала тучка золотая…»), «Как небеса твой взор блистает…», «Тучи», «На севере диком…», «Песня Селима» из поэмы «Измаил-Бей», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».

… Когда студеный ключ

играет по оврагу,

И погружая мысль в

какой-то смутный сон,

Лепечет мне

таинственную сагу

Про мирный край,

откуда мчится он, –

Тогда расходятся

морщины на челе,

И счастье я могу

постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива...»)

Прирожденный мечтатель Аренский

Антон Степанович Аренский (1861–1906) – композитор, пианист, дирижер, профессор Московской консерватории, автор учебников гармонии, анализа музыкальных форм.

Аренский часто приезжал и подолгу жил в Ливенском уезде Орловской губернии, где находилось имение его жены – уроженки Орловщины.

До Великой Отечественной войны в Ливенском доме культуры хранился личный рояль музыканта с его надписью: «Подарок городу Ливны от композитора А. Аренского». В своей вокальной лирике Аренский обращался к стихотворениям Лермонтова: «В альбом» («Как одинокая гробница…»), «Песня рыбки» из поэмы «Мцыри», «Еврейская мелодия» («Я видал иногда…»), «Послушай, быть может…», «Они любили друг друга…», «Я не люблю тебя…».

Прирожденный мечтатель, Аренский обычно повествует о любви, как правило, неразделенной. Таково настроение музыки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «В альбом»:

Как одинокая гробница

Вниманье путника

зовет,

Так эта бледная

страница

Пусть милый взор

твой привлечет.

И если после многих лет

Прочтешь ты,

как мечтал поэт,

И вспомнишь,

как тебя любил он,

То думай, что его

уж нет,

Что сердце здесь

похоронил он.

Певец, народный артист РСФСР Константин Плужников отметил особенность творчества Аренского: «Выстраивать же драматургию романса следует только в контрастах: воспоминания – реальность. Так безмятежное прошлое переносит нас в настоящее, от трагичности которого мы в душе хотим отказаться. Это как у Лермонтова: «Я б хотел забыться и заснуть…». Драматургию романса на стихи Лермонтова постиг ученик школы №1 города Орла Олег Погудин – певец, серебряный голос России. Слушатели овацией встречают музыкально-поэтические произведения в исполнении Погудина.

«Синие очи любовью горят…»

Сергей Никифорович Василенко (1872–1956) – композитор, народный артист РСФСР и Узбекской ССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. В отрочестве, юности и в зрелые годы он жил в имении своего отца – селе Царевка Орловской губернии, ныне Долгоруковского района Липецкой области, которое затем унаследовал от него и сам.

Среди романсов последнего периода останавливают на себе внимание два лермонтовских цикла 1940 и 1954 годов.

В первом, состоящем из четырнадцати романсов, наиболее примечательна баллада «Морская царевна»:

В море царевич

купает коня,

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь,

ушами трясет,

Брызжет и плещет

и дале плывет.

Слышит царевич:

«Я царская дочь!

Хочешь провесть ты

с царевною ночь?»

Вот показалась рука

из воды,

Ловит за кисти

шелковой узды.

Вышла младая потом

голова,

В косу впилася

морская трава.

Синие очи

любовью горят;

Брызги на шее,

как жемчуг, дрожат…

Композитору дорог и близок лермонтовский сочный и свободный стих. Он словно опевает музыкой каждую поэтическую строку. Хороши три романса, сочиненные в 1954 году, – «Силуэт», «Цевница», «Посвящение». Симптоматичен выбор тем: воспоминания о дорогом, уже минувшем в жизни, но до последнего дыхания тревожащем сердце. Излюбленный композитором стиль гибкого мелодичного речитатива нашел в этих романсах наиболее убедительное применение. Пластичная мелодия свободно течет за словом поэта, передавая без подчеркиваний, в прозрачной классической форме романтическую взволнованность, возбужденность, порывистость стихов Лермонтова. Вокальная лирика Василенко отражает ведущую тенденцию всякого творчества: глубокий и пытливый интерес к миру высоких и чистых душевных переживаний человека.

«Спи, мой ангел, тихо, сладко…»

Тихон Николаевич Хренников (1913–2007) – композитор и общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, профессор Московской консерватории.

Т.Н. Хренников родился в городе Ельце Орловской губернии. «В моем сердце навеки остались прелесть улочек старинного русского городка Ельца, где я родился и вырос, – словно на исповеди говорит Тихон Николаевич, – задумчивая речушка Сосна, яблоневые сады, известные всей России, и главное – музыкальная атмосфера, которая царила в семье. Сколько я себя помню, моей мечтой всегда была музыка. Это была единственная мечта».

Недалеко от Ельца, в селе Васильевском Орловской губернии, познакомились родители гениального поэта – Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева, здесь бывал и сам Михаил Юрьевич. Хренникову близки стихи Лермонтова, они были созвучны его душе, созвучны его детству. Т.Н. Хренников написал музыку на стихи Лермонтова «Молитва» и «Казачья колыбельная песня».

Богатырь ты будешь

с виду

И казак душой.

Провожать тебя

я выйду –

Ты махнешь рукой…

Сколько горьких

слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел,

тихо, сладко,

Баюшки-баю.

(«Казачья колыбельная песня».) 

Александр Бельский

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям