Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Что год пришедший СМИ готовит?

27.01.2016

По стойкой традиции, 13 января, в День российской печати, государство – от президента до глав районных администраций – награждает журналистов. Воздают благодарности, просто хвалят, иногда поощряют материально. Но праздник в начале года – не только и не столько повод подвести итоги и получить награду от администрации. Я вижу здесь повод подумать о будущем: как развиваться журналистскому сообществу и строить отношения вне и внутри его. Ведь январь – время надежд, а дела в журналистском королевстве идут не очень.

 

Журналистика без развития

Проблема очевидна – нет развития. Новых СМИ не появляется, те, что есть, выживают, как могут. Поэтому нет вакансий, отсюда – нет притока свежих сил, идей и взглядов. Нет жизни.

Журналисты – люди подневольные. Еще Даль определял их как «чиновников присутственного места». Ленин повысил до «подручных партии». Многое с тех пор, конечно, поменялось, но суть профессии осталась прежней: агитация и пропаганда. Однако пропагандировать надо идею, а когда в обществе нет ни ее, ни хоть какого «министерства правды», наш брат разбредается. И вместо сплоченной команды, сообщества единомышленников, мы получаем «новостной контент». «Сдулся» даже Орлец – люди «наелись».

Повторю: пропаганда, кровь идеологии, требует внятных и понятных людям идей, за которые они готовы платить (абонентскую плату, по подписке или в розницу, голосами на выборах). Идеологию трудно придумать, как правило, она формируется как часть национальной, народной идеи. Ее надо прочувствовать, понять и оформить: в словах, символах, образах, целях. Это требует и от журналистов, и от правителей поворота к людям, их жизни и желаниям. К их интересам. В конце концов: должна же губернаторская команда сформулировать ясный план вывода региона из болота? Без такой концепции журналистика как часть системы управления обществом бессильна. Она стагнирует и разлагается.

Надежда на диалог

Именно поэтому каждое 13 января для меня – день надежды. Надежды на диалог. Потому что именно в общении реализуются все наболевшие вопросы и находятся приемлемые решения. Это тем более важно, что и Орловский государственный университет (теперь единый), и кафедра журналистики после долгих мытарств обрели наконец-то руководителей и готовы (вынуждены, обязаны, призваны) к такому диалогу.

К диалогу с властью. Ведь непонимание сущности журналистики ведет к разделению царства в самом себе: журналистика – часть государства. Ее сфера власти – духовное управление обществом. И если первые три справедливо пользуются уважением и вниманием, то почему ж тогда наши большие головы упрямо пытаются вырвать и отбросить четвертую ножку собственного трона? Падают, чинят, но лишь усевшись – снова за старое…

К диалогу с работодателями. Все редакции хотят получать от нас умных и подкованных журналистов, готовых «штатников». И их можно готовить. Проблема только в том, что рекламы и пропаганды профессии, ее пиара почти нет. К нам поступают сейчас, увы, по остаточному принципу. Во многом это связано с непониманием значимости профессии, ее низким социальным статусом. Нет звезд, нет пиара – кто ж променяет модный бренд «юрист» на мутноватую вывеску «журналюга»?

К диалогу со СМИ. Уже тысячу раз было говорено о необходимости пресс-службы, собственных СМИ и медиацентра (последний, думаю, с объединением будет). Во-первых, чтобы выйти в люди, позиционировать себя как крупнейшего культурного агента в коммуникативном пространстве города и региона. А, во-вторых, чтобы остальные СМИ (да и власть) получили доступ к богатейшим человеческим и информационным ресурсам университета: людям, открытиям, новым идеям и решениям, обсуждению проблем лучшими умами края.

Надеюсь, мы готовы и к внутреннему диалогу, диалогу с коллегами. Объединение поставило колоссальную задачу – сплотить коллектив вуза (первая попытка – новогодний корпоратив, показала пока что топорность в подходе; пиар все-таки почти искусство, а не плюнули-взяли…). Именно поэтому важно создание внутренних корпоративных связей: через корпоративную прессу, привлечение к сотрудничеству в ней всех желающих (через тренинги по журналистике, например), через совместные проекты и обучающие программы и т.д. Но делать это надо профессионально.

И, естественно, к диалогу, общению с широкой аудиторией, людьми.

Первые шаги уже делаются. Идет (надеемся) перестановка в управлении вузом, формируются новые структуры. Оживилась кафедра, запланированы разные мероприятия. Но у меня особый интерес вызывает идея круглого стола, широкой открытой конференции между вузом, журналистами и властью, где мы могли бы встретиться лицом к лицу и непосредственно обсудить наболевшие проблемы.

Андрей Дмитровский, ОГУ

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям