Орелстрой
Свежий номер №17(1221) 24 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Человек против банковской системы

13.04.2015

Больше года назад в России вступили в силу новые правила возврата украденных с пластиковых карт денег. Отныне финансовые учреждения обязаны возместить клиенту средства, списанные со счета без его согласия. Но при условии, что заявление о спорной операции было подано в банк не позднее суток с момента получения уведомления о транзакции. Однако на практике все оказывается иначе. Елене К. из Орла, ставшей жертвой мошенников, Орловское отделение Сбербанка так и не возместило украденные с «кредитки» средства. На прошлой неделе в споре «человек против банковской системы», по всей видимости, промежуточную точку поставил суд Советского района. На заседании, состоявшемся 1 апреля, судья встала на защиту Сбербанка.

Чья-то служба безопасности

Эта история началась 3 декабря. Вечером Елена получила sms-сообщение с номера +7-900-672-09-00 якобы из Сбербанка о приостановке действия ее кредитной карты, в котором содержался номер телефона для справки. Когда пострадавшая позвонила по этому телефону, ей ответил мужчина, представившийся сотрудником службы безопасности Сбербанка.

– У меня не возникло сомнений, что это настоящий сотрудник, так как он располагал данными по остаткам средств на моей карте и информацией об операциях, совершенных в последнее время, – рассказывает Елена.

По телефону женщине сообщили, что с ее «кредитки» мошенники пытались списать деньги. Следовательно, если клиентка не подтверждает суммы, запрошенные через интернет-магазин, эти операции необходимо отменить.

– Человек, представившийся сотрудником службы безопасности Сбербанка, пояснил, что только эта служба имеет право проводить операции по отмене и происходить это будет таким образом: мне придет сообщение о покупке, затем, в случае моего неподтверждения, будет следующее – об отмене покупки. При этом все сообщения придут с номера 900, который является номером мобильного Сбербанка, – продолжает Елена.

Женщину также предупредили, что на ее номер будут приходить сообщения с разными паролями, которые для проведения операции не нужны и «являются просто контрольной информацией, сообщать которую необязательно». И пояснили, что для пробной операции по отмене покупки с карты спишут до 20 рублей, которые тут же возвратят.

В 22.28 на мобильный Елены действительно пришло сообщение с номера 900 о совершенной покупке на сумму 15.96 рубля. И (в подтверждение слов «сотрудника безопасности») операцию моментально отменили.

Деньги в резерве

После этого на телефон Елены стали приходить сообщения с различными паролями. По словам пострадавшей, ни один из них не был передан мошенникам и не вводился ею для подтверждения или отмены операции.

Затем с карты неизвестные дважды списали примерно по 15 тысяч рублей. Как позднее выяснила Елена, деньги вывели через платежную систему QIWI. Однако, так и не получив sms-сообщений об отмене покупок, женщина запаниковала.

– Практически через 20 минут после вывода денег я позвонила в контактный центр Сбербанка и сообщила о возможных мошеннических действиях, а также заблокировала карту, – вспоминает пострадавшая.

На следующий день Елена написала заявление о перевыпуске «кредитки» и претензию по спорным суммам. В банке женщину заверили, что эти суммы помещены в резерв до 2 января 2015 года. А также попросили запросить отмену операций. В тот же день Елена пожаловалась на мошенников в отделение полиции Советского района.

– 15 декабря я получила отчет по кредитной карте, из которого следовало, что средства, якобы помещенные в резерв, 5 декабря были все-таки списаны. Таким образом, 29 998 рублей без моего согласия стали задолженностью по кредитной карте, – считает Елена К.

Суд всех рассудит?

Дальше события разворачивались так. 15 января Елене К. пришло письмо из правоохранительных органов. В нем пострадавшую уведомили, что материалы переданы на проверку в екатеринбургское УМВД. Дескать, телефонный номер, с которого звонили неизвестные, зарегистрирован в Екатеринбурге. Оттуда дело Елены вернулось в Орел, потом снова отправилось в Екатеринбург, и так по кругу.

16 января представители Сбербанка в очередной раз отказали Елене в возврате денег, по словам женщины, несмотря на «своевременное информирование о мошеннических действиях, совершенных без распоряжения клиентки, быструю блокировку карты и наличие двух претензий по спорным суммам».

Чтобы разрешить ситуацию, Елена обратилась в суд. Во время судебного процесса представитель банка делал упор на то, что спорные операции совершались с согласия Елены. Дескать, два из присланных женщине многочисленных паролей все-таки были введены для подтверждения операций с картой. А, согласно политике банка, одноразовый пароль считается аналогом собственноручной подписи. Однако конкретных доказательств того, что пароли вводились именно Еленой К., по словам пострадавшей, Сбербанком предоставлено не было.

– Доводы, изложенные Сбербанком, являются только предположением о том, что реквизиты моей кредитной карты, а также пароли, поступавшие в виде sms-сообщений, стали известны третьим лицам с моего ведома и согласия, – поясняет Елена К.

На итоговом заседании, состоявшемся 1 апреля, судья вынесла решение в пользу Орловского отделения Сбербанка. Постановление, правда, пока еще не вступило в законную силу.

А тем временем правоохранительные органы так и не могут решить, возбуждать ли уголовное дело и кто его должен расследовать – полиция Орла или Екатеринбурга.

Храните деньги в банке. Стеклянной

А вот в Новосибирской области история депутата Бердского горсовета Виталия Шапрана имела более счастливый финал. В противостоянии со Сбербанком он встал на защиту пострадавших россиян, создав в помощь обворованным организацию «Гражданская оборона». Как сообщает газета «Курьер. Среда. Бердск», поводом послужил тот факт, что в октябре прошлого года депутат сам явился жертвой злоумышленников.

Как говорится в его заявлении в региональное управление МВД, вечером 28 октября 2014 года, «воспользовавшись хранящимися в Сбербанке моими персональными данными и используемыми банком незащищенными интернет-технологиями Сбербанк-онлайн, злоумышленники похитили с указанной карты практически все деньги в размере 481 тысяча рублей. Для технического обеспечения кражи в одном из новосибирских магазинов-салонов была незаконно произведена замена моей сим-карты».

Как пишет Виталий Шапран в своем обращении, «Сбербанк России поначалу отказался возместить мне украденные деньги, сохранность которых я ему доверил. Об этом отказе меня письменно известили. Однако спустя почти три недели вернул все-таки мне деньги, при этом не предоставив каких-либо официальных разъяснений по сути происшедшего».

«Мне по-тихому вернули деньги на карту, принесли устные извинения. Но у меня от банка до сих пор имеется лишь один ответ, в котором написано, мол, я сам виноват, что деньги на карте пропали. А ответа, что по их вине произошло, нет. Если бы Сбербанк отписался, что создал комиссию, что ищет своих «кротов» и делает все возможное, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем, я, возможно, и вернул бы им свое доверие», – передает слова депутата газета «Курьер. Среда. Бердск».

Кстати, полицейские Бердска тоже долго футболили заявление депутата из одного подразделения ведомства в другое. «Вместе с тем, выдвигая в качестве основной версии то, что данное преступление совершено с участием кого-либо из сотрудников этого банка, представители бердской полиции открыто сетуют, что не знают, как его найти в системе всего федерального Сбербанка, – жалуется Виталий Шапран. – То есть фактически заранее расписываются в своей беспомощности».

P.S. «ОВ» продолжит и дальше следить за развитием ситуации в нашем регионе, с одной стороны которой – простая жительница Орла, а с другой – Орловское отделение «Сбербанка», которое, по мнению нашей героини, предлагает свои услуги, не обеспечивая должную защиту денежных средств и интересов клиента.

Кстати

Впрочем, не все истории заканчиваются так печально. Так, в марте во Владивостоке злоумышленники похитили деньги с карт клиентов Сбербанка. В списке пострадавших около 300 человек... Управляющий Приморским отделением ОАО «Сбербанк» Андрей Жаркий заявил, тем не менее, что потерпевшим клиентам возвратят деньги вне зависимости от того, написал держатель карты заявление о мошенничестве или нет.

Денис Цуканов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям