Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

Бренд есть. Надо соответствовать

07.04.2015

Орел стал литературной столицей. Причем даже не третьей. На сессии городского Совета 26 марта депутаты приняли решение о разработке и регистрации за Орлом бренда «Литературная столица». До последнего не утихали страсти: от «будем гордиться» до «будем стыдиться». Бесспорно одно: высокому званию надо соответствовать. Иначе «бренд» так и останется зарегистрированной кем-то «оболочкой» без внутреннего содержания.

Что вы знаете об Орле?

Сами-то мы давно знаем, что литературная столица – это про нас. Со школьной скамьи, не позже. Фамилии великих земляков сопровождают нас везде, глядя с памятных досок на домах, звуча с экранов ТВ. Но всерьез о возведении литературности Орла в зарегистрированный статус (читай: документ) заговорили в 2011 году. Тогда, помнится, даже что-то вроде съезда молодых талантов проводили, чтобы определить, что все-таки надо поставить во главу пресловутого бренда.

– Мы провели в одной из социальных сетей опрос «Что вы знаете про город Орел?», – рассказал тогда специалист по маркетингу территорий Константин Гаранин. – Кто-то называл орловских рысаков, кто-то ассоциировал Орел с птицей, кто-то – с городом-героем, городом первого салюта. Однако большинство в группе ответило: «Ничего». К слову сказать, это не страшно. Просто в нашей голове не живет большинство городов мира и нашей страны в частности. Как и в большинстве городов, в самом Орле нет понимания того, чего же город хочет, кто он, что он? Как он желает себя выразить к празднованию 450-летия?

К слову, все в том же 2011 году на городском молодежном конкурсе PR-проектов «Город глазами молодых», посвященном 450-летию основания Орла, победила работа Владимира Петрунина «Третья литературная столица России». В обосновании актуальности проекта автор сослался на необходимость создания легко узнаваемого городского бренда: «Богатые литературные традиции Орла позволяют в основу этого бренда положить именно литературный вклад города в русскую и мировую культуру. Сегодня во всем мире известны имена Тургенева, Бунина, Лескова, Андреева, Фета и других писателей и поэтов, филолога-философа Бахтина. Необходимо, чтобы их имена прочно ассоциировались с Орлом, что позволит существенно расширить туристский потенциал города». Правда, при взгляде на то, что сегодня собой представляет областной центр, к слову «потенциал» напрашивается приставка.

Недорогая «изюминка»

– Одних беспокоят плохие дороги, аварийные бараки, облезлые фасады исторических зданий, свалки мусора в зеленых зонах. Другие считают, что на «столичное» звание нельзя претендовать без книжных фестивалей, конкурсов. А третьи сокрушаются, что современные писатели недотягивают до уровня своих великих предшественников, и это отсутствие преемственности сводит-де на нет всю затею с брендом, – поделилась мыслями Ирина Никишонкова, журналист, один из создателей сайта Литературная-столица.рф. К слову, сайт появился до принятия решения о брендировании города. – Все эти доводы в немалой степени справедливы. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки и предаваться скорбным мыслям о собственном несовершенстве. Работа по оформлению литературного бренда города может и должна стать движущей силой больших преобразований. Кстати, этот «моторчик» уже запущен: в размышлениях орловцев о пробелах в литературной жизни Орла кроются и решения. Разве обязательно требуется чье-то распоряжение, чтобы затеять и провести местную книжную выставку, ярмарку, поэтический вечер, литературный конкурс или публичную читку произведений орловских писателей? На эти мероприятия, по большому счету, не требуется ничего, кроме энтузиазма, задора, хорошего организаторского подхода и широкого информирования населения. Но они наверняка взбодрят и писательское сообщество, и всех, кто подрастерял ощущение литературной уникальности Орла или не успел им проникнуться.

На сессии горсовета выступил известный орловский краевед, историк Виктор Ливцов, который поддержал идею брендирования:

– Это одно из средств привлечения туристического потока в наш край. В Год литературы мы сможем получить дополнительные деньги на наши музеи, к примеру.

Мэр города Сергей Ступин, на имя которого активисты направили соответствующее обращение, заявил:

– Уже не первый год мы говорим о том, что Орловская область должна стать привлекательной для туризма. И со своей стороны бренд «Литературная столица», а также празднование 200-летия Ивана Тургенева вполне могут стать отправной точкой для формирования положительного имиджа в этой сфере бизнеса, в том числе для иностранных партнеров, инвесторов и гостей нашего города. Таким образом, бренд «Литературная столица» не только повысит информационную узнаваемость областного центра, но и приведет к улучшению его туристического потенциала, укреплению социально-экономического положения.

И с этим сложно не согласиться. Правда, только время рассудит тех, кто сегодня спорит о том, есть ли жизнь после бренда. Или все так и останется «в потенции».

Константин Гаранин, специалист по маркетингу территорий

Бренд города – это возможность на сегодняшний момент повысить капитализацию территориальных ценностей. Капитализация – это не деньги. Это гордость за место, где ты живешь. Это желание приехать и работать в этом городе, а не в каком-либо ином. Это готовность инвестировать в эту территорию. При этом мало сказать: мы такие-то, важно создать то, о чем мы говорим. Бренд невозможно просто поселить в городе, он должен приживаться людьми.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям