Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Большое счастье – попасть к мужу в картину

25.03.2014

Лика Нифонтова – красивая, яркая, «штучная» актриса, которая стала украшением таких картин режиссера Сергея Урсуляка, как «Ликвидация», «Жизнь и судьба» и некоторых других. Ее образы волнующе-женственны и пластичны: в них видится ее собственная сущность – природная и актерская… Обо всем этом – о жизни и судьбе, о кино и театре – в интервью с Ликой Нифонтовой.

Жена режиссера

– Лика, фильм «Жизнь и судьба» пожинает плоды своего успеха. А что вы можете сказать про ваши личные жизнь и судьбу? У вас бывает чувство, что чего-то в жизни не хватает, что судьба вас чем-то обделила?

– Жизнь очень многослойна. И мне кажется, нельзя мучиться оттого, что у тебя чего-то не хватает. Надо уметь жить свою жизнь. Ведь большинство проблем возникает, когда человеку начинает казаться, что судьба его обделила... О себе могу сказать: я живу сегодняшним днем. Мне, конечно, хочется, чтобы все было хорошо и завтра, и послезавтра. Но больше всего я радуюсь сегодняшней действительности. И не мучаюсь оттого, что что-то не сделала, не успела и так далее… Просто чувствую, что все будет хорошо и все успею – с Божьей помощью.

– Не могу не сделать комплимент вашему супругу. Сергей Урсуляк – замечательный режиссер, а это значит, что вы «обречены» играть в хорошем кино. Как вам работается вместе?

– Мы работаем вместе еще со времен «Сатирикона» – это был наш общий театр. А на съемочной площадке у Сережи вообще потрясающая обстановка. Можно спросить у разных актеров, которые у него снимались, и вы наверняка услышите, что это большое счастье – попасть к Сереже в картину. Может быть, одна из причин – та, что он сам актер и знает, как нужно работать с артистами. Как режиссер он создает идеальные условия для того, чтобы каждый мог играть с полной отдачей. Помимо этого Сережа дает возможность артисту работать с хорошим художественным материалом, а это дорогого стоит! Я невероятно ему благодарна, что он доверяет мне интересные, сложные роли. И смею надеяться, что я его не подвожу.

– Вы имеете в виду свою роль в его картине «Жизнь и судьба»?

– Да, конечно. У меня был очень сложный образ Людмилы Штрум, главная роль. Было невероятно интересно работать в этом материале. Я и в театре обожаю сложные характеры, далекие от меня. А тут Сережа дал мне эту возможность. И надо сказать, что на этой картине он был не так строг ко мне, как всегда, потому что очень не любит тратить на меня пленку и свое время – он обожает работать с другими артистами. А я должна делать все очень быстро и сама понимать, как лучше. Желательно, чтобы вообще не нужно было мне ничего объяснять!

Что касается фильма «Жизнь и судьба», тут он очень доверительно отнесся ко мне, очень аккуратно – дал мне возможность прочувствовать образ, собраться... Сережа понимал всю сложность моей роли.

– А с другими режиссерами вам работать легче?

– Когда я работаю у Сережи, у меня двойная ответственность. Я могу сыграть невероятное количество ролей в кино, в театре, но все равно будут говорить, что я жена Сережи Урсуляка. Но к этим многозначительным выводам и пошленьким рассуждениям я уже давно привыкла... Я, конечно, хочу, чтобы всегда был хороший результат, но актеры отвечают только за свое дело, за свою роль. В кино мы в большей степени зависим от режиссера, чем в театре. Знаете, есть знаменитая театральная поговорка: «Я вам не мешал репетировать. Вы мне не мешайте играть!» И когда выхожу на сцену, я хозяйка положения, все зависит от меня. А на съемочной площадке ты можешь очень хорошо сделать свою работу, но потом, на выходе, ты видишь немножко другой результат… Кино – очень режиссерский труд.

Точка опоры

– Как вы отнеслись к тому, что ваш муж в экономически тяжелые 90-е годы сменил профессию – из актеров ушел в режиссеры?

– Я видела, что он занимается как бы не своим делом. И это притом что Сережа – великолепный комический артист, просто потрясающий! Он не раз доводил меня до гомерического хохота своей игрой. А когда я пришла на премьеру спектакля «Геркулес и авгиевы конюшни», где у Сережи была роль Полибия, так смеялась, что на две недели раньше срока родила нашу дочь Дашу. Но все равно было ощущение, что он занимается не своим делом. Он не любил повторяться. Премьеру спектакля он играл в хорошем настроении, на второй раз он уже мучился, а на третий – он уже просто ненавидел спектакль!

Сережа уже тогда писал сценарии и очень хотел поступить на режиссуру, у него были две неудачные попытки попасть во ВГИК. Но когда он принял окончательное решение стать режиссером, я поняла, что нужно его просто поддерживать. Ведь очень важно, чтобы человек занимался своим делом. И когда Сережа поступил на Высшие режиссерские курсы, я была счастлива, потому что понимала: наконец-то открылись для него эти двери!

– А дочь Даша, наверное, с пеленок мечтала стать актрисой?

– С Дашей сначала все было красиво и замечательно: она поступила в РГГУ на историко-филологический факультет, и мы с мужем были счастливы. Но на четвертом курсе она нам сказала, что хочет попробовать поступить в театральный вуз. Надо сказать, что она поступила почти во все вузы, куда подавала заявку. Но в итоге пошла к великолепному педагогу Щукинского училища Владимиру Иванову. Сейчас Даша учится на четвертом курсе, уже играет в театре имени Вахтангова в «Окаемовых днях», в спектакле с Владимиром Этушем, и в театре «Сатирикон» в спектакле «Ромео и Джульетта» исполняет роль Джульетты. Я вижу, как горят ее глаза, как она счастлива. Приходя к ней на спектакли, мы убеждаемся, что она все сделала правильно…

«Сатирикон»

– Лика, ваш муж ушел из театра – и стал успешным режиссером. А вы верны «Сатирикону»…

– Я очень благодарна Константину Райкину, который взял меня в труппу тридцать лет назад. Тогда он только создавал свою команду, а я только что окончила институт, это был 1984 год… Я очень люблю свой театр, и у меня здесь очень разноплановые роли. Помимо таких серьезных ролей, как Гертруда в «Гамлете» в постановке Роберта Стуруа, а также ролей в спектаклях Юрия Бутусова, у меня огромное количество комических ролей. Если бы у меня была возможность делать это и в кино, я была бы невероятно счастлива!

– Говорят, что с Райкиным очень сложно работать…

– Нет. Другое дело, что Константин Аркадьевич, как любой талантливый художественный руководитель, очень требователен. Здесь нельзя тихо сидеть на стуле и спокойно жиреть. Нас очень мало – труппа «Сатирикона» небольшая, и все очень заняты. А если ты не можешь ей (труппе) соответствовать, не можешь репетировать с утра до вечера, а потом еще играть спектакли – ты просто уходишь из этого театра. У Райкина очень сложно работать именно потому, что здесь нельзя просто сидеть, получать деньги и выходить раз в месяц на сцену. Здесь невероятный накал, и далеко не каждому это подходит. Остаются те, кто «одной группы крови» с художественным руководителем. Я здесь работаю именно потому, что мы с Константином Аркадьевичем совпали! И независимо от того, сколько мне лет, я должна быть в хорошей спортивной форме!

– Что вы для этого делаете?

– Я слежу за собой.

– Диета?

– Для меня слово «диета» – самое страшное, что может быть! У меня сразу портится настроение, я могу даже заболеть! Просто стараюсь не объедаться. Если ты в хорошем ритме существуешь, если у тебя есть элементарная возможность поплавать в бассейне – это уже большое дело! Я вообще преклоняюсь перед женщинами, которые в преклонном возрасте очень хорошо выглядят и остаются в прекрасной форме... Но я не очень люблю, когда у меня одновременно идут предпремьерные репетиции спектакля и съемки в кино. Мне сложно это совмещать. Я не люблю состояния загнанности – сразу же начинаю чувствовать, что чего-то недодаю в доме, нервничаю… Мне жаль, когда я не успеваю приготовить еду, потому что для меня крайне важно, чтобы дома все было в полном порядке.

Справка «ОВ»

Лика (Лиана) Нифонтова

Родилась

5 марта 1963 года в Казани, в актерской семье.

Учеба, работа

Окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина в 1984 году. В том же году начала работать в театре «Сатирикон», где продолжает трудиться и по сей день.

Фильмография

«Русский регтайм», «Летние люди», «Сочинение ко Дню Победы», «Неудача Пуаро», «Ликвидация», «Акмэ», «Исаев», «Жизнь и судьба» и др.

Марина Долгорукая, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям