Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Благодатный пастырь

20.10.2016
Протоиерей Валентин Амфитеатров родился 1 сентября 1836 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье протоиерея Николая Амфитеатрова, племянника митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) и брата архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова). Мать Валентина Анна отличалась высоким благочестием.
 
От семинариста до судьи
В одиннадцать лет Валентин поступил в Орловскую духовную семинарию, а в 1853 году, согласно прошению, был переведен в Киевскую духовную семинарию. Сохранилось свидетельство о ее окончании, которое характеризует поведение юноши как «весьма хорошее», способности как «очень хорошие», а прилежание как «усердное».
В 1854 году Валентин поступил в Московскую духовную академию, после окончания которой в июне 1858-го хотел остаться в Москве, чтобы иметь возможность регулярно пользоваться библиотеками. Однако из-за отсутствия преподавательских мест в московских духовных школах он был определен в Калугу инспектором и учителем высшего отделения духовного училища. Из писем калужского периода видно, что юноша болезненно переживал «невозможность иметь книги для чтения с целью образования себя».
В 1858-м Валентин Николаевич удостоился степени кандидата богословия, а в следующем году был переведен для преподавания всеобщей и русской истории и греческого языка в Калужскую духовную семинарию, где за усердное исполнение своих обязанностей получил особую благодарность от правления.
В 1860 году женился он на дочери протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова Елизавете Ивановне. Через два года у супругов родился сын Александр, а позже три дочери – Александра, Любовь и Вера. Батюшка писал: «Скажу искренне, что семейная моя жизнь дает мне столько наслаждений, что в них исчезает вся горечь жизни».
15 сентября 1860 года архиепископом Тульским Алексием рукоположен во пресвитера Благовещенского храма города Калуги. Через четыре месяца ему разрешили уволиться с должности учителя семинарии. О служении его в те годы сохранилось мало сведений. 5 августа 1864 года был определен на протоиерейскую должность в Лихвинский Троицкий собор и одновременно назначен благочинным и цензором проповедей. Еще через месяц на него возложили обязанности законоучителя Лихвинского уездного училища. Успешные труды на ниве преподавания Закона Божия были отмечены особой благодарностью попечителя Московского учебного округа.
Вероятно, вскоре после судебной реформы 1864 года священника Валентина Амфитеатрова избрали на должность судьи, в связи с чем его отец писал: «Благодарю Вас за добрую весточку о Вашем возрастании: Валентин Николаевич – судья. Лестно для молодого человека, но вместе и тяжело. Пошли тебе Господь мудрость Даниила; может быть, предстанет пред тобой на суд не одна Сусанна, предстанут и иудейские старшины. Твои уста и твое перо изрекут Суд. Дай Бог оправдать Сусанну, оправдать невинность, оправдать сироту и вдовицу, утешить бедного и посрамить виновного – крепкого. Это постоянная наша молитва; не посрами ты себя на судейском твоем [месте] и пред очами Всеведущего Бога».
Москва долгожданная
В 1866 году отец Валентин возведен в сан протоиерея епископом Калужским Григорием. В 1871 году он переехал в Москву. Это было исполнением его давнего желания – столица притягивала своими святынями, богатыми духовными традициями и книжными собраниями. По приглашению Московского губернского земства он занял должность законоучителя в учительской семинарии, а вскоре был перемещен на ту же должность в только что открывшееся казенное реальное училище.
Преподавательская деятельность продолжалась до января 1881 года, и результатом ее стали книги «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета». Автор стремился «возбудить по возможности желанный интерес к правильному и согласному с духом Православной христианской церкви изучению Закона Божия в семье и школе».
По ходатайству митрополита Московского и Коломенского Иннокентия в 1874 году Амфитеатров был назначен в храм Святых равноапостольных Константина и Елены, находившийся в юго-восточном углу Кремля, в Нижнем саду. Церковь считалась приходской, но, поскольку поблизости жилых домов не было, практически пустовала.
С назначением отца Валентина при Константино-Еленинском храме постепенно образовался один из самых известных и многочисленных приходов в Москве. На протяжении восемнадцати лет самоотверженный пастырь ежедневно служил божественную литургию, после которой «с чрезвычайной истовостью» совершал молебствия и панихиды, а затем беседовал с обремененными скорбями людьми.
Из храма в храм
В своем пастырском служении отец Валентин опирался на традиции православного старчества. Стараясь воспитать в прихожанах прежде всего внутреннее благочестие, он побуждал их обращать особое внимание на сокровенную жизнь души. В центр отношений духовника и его чад пастырь ставил обязательное послушание. Действенным средством воспитания прихожан были проповеди. Многие находили в них ответы на свои вопросы и недоумения. Сам батюшка проповеди не публиковал, а после его кончины дочери его Любовь и Вера издали по сохранившимся рукописям несколько сборников: «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 годах», «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей», «Великий пост. Духовные поучения» и «Духовные поучения».
В 1892 году епархиальное начальство решило перевести его в другой храм, что причинило пастырю и его духовным чадам глубокую скорбь. Пережитое сильно ослабило здоровье батюшки, он стал чаще болеть.
Отца Валентина определили настоятелем в Кремлевский собор Архангела Михаила и возложили на него обязанности благочинного. Штат собора состоял из трех священников, служение было чередным. Новый настоятель стал строго следить за исполнением церковного устава и пресекать превратившиеся уже в привычку проявления невнимательности и небрежности служащих. Начался ропот, в результате которого отец Валентин едва не расстался с собором. Но в 1895 году храм был объявлен придворным, и это избавило настоятеля от многих неприятностей.
Вместе с пастырем на новое место перешли его многочисленные духовные чада, и он по-прежнему много времени и сил отдавал их окормлению. Сугубое попечение батюшка имел о бедных, безработных, сиротах и вдовах; одним помогал из своих личных средств, другим – через духовных чад и почитателей, среди которых были богатые купцы, судьи, адвокаты, влиятельные служащие различных учреждений. Они сами просили воспользоваться их возможностями для служения ближним.
Со временем батюшка все чаще и чаще стал болеть: ноги у него распухали, было трудно стоять; усиливался недуг сердца. В декабре 1901 года отец Валентин в сопровождении дочери Веры ездил в Санкт-Петербург с намерением уволиться со службы в соборе и получить какой-нибудь маленький храм, где бы он мог время от времени служить, но полная потеря зрения в марте 1902 года сделала для него дальнейшее служение невозможным.
Однако попечение батюшки о своих многочисленных духовных чадах продолжалось. Среди посетивших больного пастыря был и Николай Беляев, будущий оптинский старец Никон, в 2000 году прославленный как преподобноисповедник.
Прощаясь с отцом Валентином, Николай произнес: «Батюшка, благословите меня». И мысленно добавил: «На монашество». Пастырь медленно, широко осенил его крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – и поцеловал в лоб, что юноша воспринял как благословение на монашескую жизнь.
Последние дни чудотворца
Хотя отца Валентина окружали любящие его люди и спасительный для многих пастырский труд его продолжался, в первое время он тяжело переживал потерю зрения. Мучительно было для него лишиться возможности читать. Всю сознательную жизнь батюшка имел неутолимую жажду знаний. Владея древними и многими новыми языками, среди нескончаемых пастырских трудов он непостижимым образом находил возможность перечитывать книги из своей обширной библиотеки, которую собирал десятилетиями. Теперь ему читали дочери.
Чтобы отец имел больше покоя и жил на свежем воздухе, они перевезли его в новопостроенный дом в Очакове. Но здоровье отца Валентина продолжало ухудшаться, к старым болезням прибавились новые: головные боли, бессонница. Пастырь слабел с каждым месяцем. 19 июля 1908 года отец Валентин по крайней слабости не смог принимать посетителей, а в воскресенье 20 июля 1908 года, в день святого пророка Илии, около 11 часов перед полуднем он скончался.
23 июля в храме Святителя Николая в Щепах, куда накануне был поставлен гроб с телом почившего, епископ Серпуховской Анастасий в сослужении многочисленного духовенства совершил заупокойную литургию, а сразу же после обедни епископы Трифон и Анастасий в сослужении настоятеля Антиохийского подворья архимандрита Игнатия и прочего духовенства совершили отпевание. Молящихся было так много, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие переулки были заполнены народом. На пути следования похоронной процессии, направлявшейся с хоругвями и запрестольными иконами на Ваганьковское кладбище, в храмах звонили в колокола, духовенство выходило совершать литии. Похоронили отца Валентина, согласно его просьбе, рядом с супругой, Елизаветой Ивановной, скончавшейся в 1880 году.
Поток людей, идущих помолиться туда, где покоится благодатный пастырь, не иссякает и в наши дни. На месте его погребения установлен памятный крест. Множество людей собирается на Ваганьковском кладбище почтить отца Валентина в дни его памяти. Отец Валентин Амфитеатров почитается в Москве как чудотворец.
 
Справка «ОВ»
Отец Валентин – пастырь из известной плеяды Амфитеатровых, наших земляков. В текущем году отмечается 180-летие со дня его рождения.
Анатолий Мищенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям