Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Политика vs экономика

Бюджет напряженный, но реальный?

06.11.2017
27 октября члены регионального правительства и областные депутаты рассмотрели в первом чтении главный финансовый документ Орловщины на 2018 год. Врио губернатора Андрей Клычков отметил, что бюджет напряженный, однако пока бездефицитный, составленный исходя из «наших возможностей». Как в будущем году распределят средства областной казны, заслушал «ОВ».
 
В условиях кризиса
Первым ознакомил парламентариев с социально-экономическим развитием региона на будущий год Сергей Филатов, зампред правительства Орловской области.
Как отметил чиновник, мы, как никто другой из дотационных регионов, испытали на себе снижение темпов роста в экономике, отток бизнеса в сторону более конкурентоспособных соседей по ЦФО, сокращение рабочих мест на фоне роста безработицы, снижение доходов, качества жизни населения и обострение социального неравенства.
Однако, несмотря на то что мы испытываем негативное влияние необдуманного экономического и политического курса последних лет, в ближайшие три года прогнозируется небольшое улучшение ситуации. Но чтобы выйти на плюсовые показатели, работу необходимо начать уже сейчас. Немаловажную роль в этом сыграет, по мнению чиновников, отказ от займов и кредитов, в которых итак погрязла Орловщина. Напомню, по оценкам федеральных аналитиков, госдолг нашего региона рискованно превышает доходную часть бюджета. Аналогичная ситуация складывается в Белгородской области, однако там заимствованные рубли шли на развитие, а не проедались, как у нас.
По доходам и расходы
О том, что региональное правительство не намерено впредь влезать в новые долги, заявила и Елена Сапожникова, руководитель департамента финансов Орловской области. Объем госдолга к концу года составит 18,3 млрд рублей, но таким же он останется и через год, пообещала Сапожникова, рассказывая о структуре проекта бюджета региона.
– Кредитами можно долго питаться, но нужно создавать свою базу. Мы должны сформировать, не за один год, конечно, основу, – поддержал докладчицу врио губернатора.
Тем более что явной необходимости в заимствованиях нет. Мол, бюджет сбалансирован по доходам и расходам, запланированным в объеме 27,7 млрд рублей по каждой из упомянутых статей.
Как отметила Елена Сапожникова, основными бюджетообразующими налогами станут НДФЛ (6,3 млрд рублей), налог на прибыль (4,3 млрд рублей), акцизы (3,3 млрд рублей), налог на имущество организаций (2,1 млрд рублей). Что касается расходов, то 63,9 процента расходов (17,7 млрд рублей) приходится на социально-культурную сферу. В том числе на социальную политику планируют направить 9,8 млрд рублей, на образование – 5,8 млрд, на здравоохранение – 1,7 млрд, 309,4 млн рублей отведено культуре. На поддержку сельского хозяйства запланировано более 1,8 млрд рублей ассигнований.
Все ровно, красиво и сбалансированно. Вот только возможен ли бездефицитный бюджет в современных условиях, и так ли он бездефицитен, усомнились некоторые депутаты.
Несбалансированная сбалансированность
В частности, единорос Михаил Вдовин, вице-спикер облсовета, комментируя главный финансовый документ на 2018-й, заявил, что в бюджете не отражен ряд необходимых социальных затрат. В частности, не заложены средства на централизованную закупку учебников для школьников, не внесены расходы на подготовку празднования 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева, не обеспечено в должном объеме развитие физической культуры и спорта. Под вопросом остается финансирование бюджетных СМИ.
В сбалансированности статей доходов и расходов усомнился депутат Владислав Тарасевич, назвав плановый бюджет застойным.
– Данный бюджет сырой, зависящий от московских вливаний. По факту, а не на бумаге мы видим, что в образовании дефицит свыше 800 миллионов, здравоохранение – минус миллиард, провисает физическая культура и спорт. И по всем статьям в тех сферах, где государство должно расплачиваться по своим социальным гарантиям перед населением, у нас отрицательные показатели. Лучик надежды – живительный ручеек федеральных средств, – посетовал Тарасевич, оповестив, что в таком виде региональное отделение партии ЛДПР бюджет не устраивает, и от голосования либерал-демократы воздержатся.
«Бюджет выживания, а не развития», – таким высказыванием поддержали коллег и справедливороссы, призвав нового главу региона экономить не на населении и персонале госучреждений, а на неэффективных управленцах и чиновничьем аппарате.
Андрей Клычков все замечания и пожелания выслушал, отметив, что «корректировка статей бюджета будет, и об изменениях мы будем говорить на уровне второго чтения». Тем более что нам светят немалые дотации.
Федералы спешат на помощь
Как отметил Сергей Волков, председатель комитета облсовета по бюджету, налогам и финансам, безвозмездные поступления по проекту регионального бюджета на 2018 год на этапе первого чтения предусматриваются в сумме 9 млрд 327,3 млн рублей. Сюда входят дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (около 4,7 млрд рублей), субсидии и субвенции.
Поможет ли федеральный транш поднять экономику Орловской области, «ОВ» поинтересовался у доктора политических наук Дмитрия Нечаева.
– Ни десять, ни даже двадцать миллиардов федеральных рублей ситуацию в Орловской области в ближайшее время не изменят… Предыдущие кадровые рокировки сослужили региону не лучшую службу, оказав в основном негативный эффект. Любой иной местный представитель элиты хозяйствовал бы лучше, чем это сделали Александр Козлов и Вадим Потомский… Новому руководителю Андрею Клычкову достался один из тех российских регионов, над которым в последние восемь лет осуществлялся чудовищный эксперимент в плане управленческих технологий, не выдерживающий никакой критики, – комментирует Дмитрий Нечаев. Добавляя при этом, что упомянутые средства выделят из российской казны, с одной стороны, для компенсации урона, связанного с действиями (или бездействием) предыдущих топ-менеджеров, а с другой – дабы продемонстрировать новому назначенцу, что он брошен федералами на Орловщину не без помощи и поддержки.
– Многомиллиардный транш стоило бы направить на знаковый инвестиционный проект, который дал бы толчок экономическому подъему региона. Но таковых на Орловщине нет. Как и нет, на мой взгляд, в региональном правительстве четкого приоритета расходования средств, способного приподнять область с колен, – считает политолог.
Дмитрий Нечаев также высказал предположение, что названными десятью миллиардами рублей, скорее всего, заткнут те дыры, которые образовались на Орловщине. В частности, это вопросы, связанные с дорожной сетью, модернизацией и строительством новых объектов инфраструктуры.
– Не исключаю, что «коньком» новой команды станет благоустройство Орла. То есть средства направят на те участки, которые сразу увидят и оценят люди, что позволит сразу поднять престиж Андрея Клычкова у населения, – подытожил Нечаев.
Дотации пересмотрят
Впрочем, куда бы ни направили областные чиновники средства, хотелось бы верить, что нынешний управленческий эксперимент все же будет более удачным, чем предыдущие. Особенно в части освоения федеральных денег, выделяемых новым руководителям для поддержки их деятельности на первых этапах. Необходимо тщательно работать, не допуская неосвоенности и, как итог, возврата части транша обратно.
Тем более что в скором времени финансовый поток из российского бюджета дотационным регионам планируют серьезно пересмотреть. Проводя политику жесткой экономии, федералы в ближайшие три года придут к реальному сокращению межбюджетных трансферов регионам, что скажется на доходной базе последних, отмечают аналитики института Гайдара.
Об этом говорилось и в Госдуме на парламентском часе. По словам зампреда правительства РФ Дмитрия Козака, назрела необходимость перехода на новую систему распределения дотаций регионам. Делить деньги в дальнейшем планируют по результатам мониторинга эффективности расходов и собственной доходной базы областей.
2018 год с учетом нынешних кадровых перестановок дается для налаживания ситуации в областях. И запланированное увеличение дотаций на 30,5 млрд (до 645 млрд) рублей призвано поспособствовать реализации этой задачи.
В дальнейшем же, согласно сообщениям федеральных СМИ, на серьезную поддержку центра смогут рассчитывать только те субъекты РФ, кто сумеет снизить или удержать объем госдолга в размере не более трети от собственных (!) доходов. Сэкономленные на уплате долгов и процентов деньги правительство РФ рекомендует направить на строительство школ, больниц, детских садов, на реализацию инфраструктурных проектов.
Тем же, кто не сможет или не захочет подстроиться под новые реалии, в помощь скорее всего останутся только займы, кредиты. Пока госдолг не перерастет все имеющиеся доходы… И последствия в таком случае предсказать трудно.
 
Тем временем
Как стало известно во вторник, 31 октября, вопреки обещаниям, данным на сессии областного Совета, правительство региона все же намерено взять кредит в размере 7 385 238 000 рублей под ставку не более 9 процентов годовых сроком погашения до 365 дней. Заемные средства направят на обеспечение «своевременного исполнения принятых обязательств, снижения расходов на обслуживание государственного долга и погашения долговых обязательств».
Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям