Бизнес как опора

2018-07-22

Автор: Виталия Румянцева

Орловская область вошла в число субъектов с благоприятным инвестиционным климатом. К такому выводу на прошлой неделе пришло Агентство стратегических инициатив. Нам удалось подняться с 48-го на 27-е место. В частности, эксперты отмечают, что в регионе по итогам прошлого года легче зажилось малому и среднему бизнесу. Означает ли это, что чиновники прекратили наконец-то гоняться за призрачным инвестором, который зайдет на Орловщину и как по волшебству спасет местную экономику, и повернулись лицом к «синице в руках» – местным предпринимателям?



Свой огурец лучше «ихней» маракуйи
– Представьте, что вы владелец участка земли. Для того чтобы получить пропитание, у вас есть два варианта: первый – посадить и вырастить, холя и лелея, свои огурцы, накормив, таким образом, себя и семью. Второй – сидеть голодным, кормя всех обещаниями, что вам на голову свалится большой мешок с экзотической маракуйей. По всем приметам вот-вот упадет, и тогда точно заживем. Проводя параллель с политикой последних глав региона, отмечу, что экс-губернаторы Козлов и Потомский, скорее, придерживались второй позиции. Нам много обещали, но мало делали. Орловщина изголодалась по рабочим местам, в итоге бюджет страдал из-за снижения налоговых поступлений. Увы, вопреки всем обещаниям, инвестор на голову не свалился (ну не зацвели у нас маракуйно-зеленые кущи-рощи), а тем временем «свои огурцы» – местный бизнес – увядал, – таким необычным примером охарактеризовала ситуацию в регионе Татьяна Астахова, сотрудник аналитического агентства «Динамика».
Но, похоже, ситуация начинает меняться. В Орловской области, судя по всему, наметился курс «взращивания» собственных инвесторов. Так, высший эшелон власти призвал регион «рассчитывать на свои силы» и «продолжать работу в направлении роста собственных доходов».
Позиция верная, с учетом того, что вклад малых и средних предприятий (МСП) в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств составляет более 50 процентов. А в период общего экономического спада в России в начале 90-х годов именно малый и средний бизнес поддержал отечественную экономику, демонстрируя гибкость и «живучесть».

Завтра будет лучше, чем вчера?
Чтобы ответить на вопрос, лучше или хуже сейчас живется малому и среднему бизнесу в регионе, обратимся к статистическим данным.
За последнее время в Орловской области отмечена положительная динамика в данном секторе экономики. Федеральные эксперты связывают это с «более лояльной позицией новой команды» по отношению к местным бизнес-структурам. Об этом неоднократно заявлял и сам врио губернатора Андрей Клычков:
– С первых дней работы в регионе я четко обозначил свою позицию в работе с предпринимательским сообществом и инвесторами. Ее суть в том, чтобы проводить политику полного благоприятствования бизнес-климата, максимально ограничить контрольно-надзорный прессинг и облегчить административно-регламентные процедуры.
С подачи ли новой власти или на фоне отсутствия рабочих мест на почивших ныне заводах орловцы подались в предприниматели, статистика умалчивает, но факт остается фактом: бизнес пошел в рост. Так, по данным Единого реестра субъектов МСП, по состоянию на 10 мая 2018 года количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 5226 единиц, из которых 1157 – юридические лица и 4069 – индивидуальные предприниматели, сообщили «ОВ» в региональном департаменте экономического развития и инвестиционной деятельности.
В целом в регионе насчитывается 9328 малых и средних предприятий (более 60 процентов от общей численности хозяйствующих субъектов). Здесь трудятся 76,3 тысячи человек. Для сравнения: общая численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе, в январе 2017-го составляла 61 тысячу, в конце 2015 года – 54,2 тысячи единиц.
Еще одним моментом, способствующим развитию этого сектора экономики, по мнению аналитиков, является растущая уверенность предпринимателей в защите их прав. Это следует из опроса, проведенного в социальных сетях.
Дабы не быть голословной, отмечу, что в рейтинге субъектов с благоприятным инвестиционным климатом наш регион переместился с самых нижних позиций на позиции выше среднего по такому показателю, как уменьшение доли компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий. Также отмечена положительная динамика по снижению количества запрошенных дополнительных документов у предприятия за год и сокращению среднего количества контрольно-надзорных мероприятий за год.
– С точки зрения защиты предпринимательства и разрешения проблем 2017 год стал более эффективным, в частности, в вопросе досудебного урегулирования проблем. Мы смогли возвратить предпринимателям свыше 120 миллионов рублей, которые впоследствии будут инвестированы в развитие компаний, то есть в экономику области, – отметил Евгений Лыкин, бизнес-омбудсмен Орловской области.
Впрочем, не все так гладко. Малый и средний бизнес хоть и делает шаги в сторону развития, но результаты могли быть лучше, если бы над предпринимателями не нависала тяжким грузом общая экономическая неопределенность в стране в целом и в регионе в частности. Для снятия напряженности необходимо решить ряд проблем, из-за которых бизнес набил не одну шишку.
Есть над чем работать
В 2017 году особенно остро обозначилась проблема блокировки счетов субъектов предпринимательской деятельности в результате широкого применения налоговыми органами меры в виде приостановления операций по счетам в банках.
Евгений Лыкин рекомендует также обратить внимание региональной власти на рост цен на энергоносители, которые существенным образом сдерживают развитие бизнеса из-за высоких финансовых затрат. В частности, тарифы на услуги инфраструктурных монополий за период с 2011-го по 2016 год увеличились в среднем на 50 процентов, соблюдение предусмотренных законом новых требований к ведению бизнеса, по данным опроса предпринимателей, образует затраты, равные 20 процентам от выручки.
Негативно на предпринимательскую деятельность влияет тот факт, что многие представители регионального бизнес-сообщества не имеют доступа к участию в государственных закупках из-за практики укрупнения лотов. С другой стороны, бизнес-омбудсмен отмечает неисполнение государственными (муниципальными) заказчиками обязательств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров).
Существует также ряд проблем, наличие которых затрудняет развитие отдельных точек роста применительно к Орловской области. Так, имеется недофинансирование регионального фонда микрофинансирования в части государственных субсидий (по лимитам Минэкономразвития РФ), что ограничивает дальнейшее развитие указанного механизма поддержки и расширение его возможностей.
В районах области для малого бизнеса остро стоит вопрос конкуренции с торговыми сетями. Из-за отсутствия устойчивого доступа к интернету в отдельных населенных пунктах региона, по словам Евгения Лыкина, «имеет место невозможность исполнения законодательных требований о применении субъектами предпринимательства в сфере торговли алкогольной продукцией системы ЕГАИС».
Избавление от этих выявленных болезненных «симптомов», несомненно, укрепит экономическое здоровье Орловщины. Как итог – появятся новые рабочие места, вырастет налоговая база. И вот он желаемый результат – укрепление бюджета региона.
Доклад для президента
Тем временем уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов рассказал журналистам об основных положениях своего очередного ежегодного доклада президенту.
Бизнес-омбудсмен отметил, что, как и два года назад, бизнес сильнее всего тревожат экономическая неопределенность и высокие налоги. В связи с этим очень важна экономическая программа действий нового правительства.
Особое место занимает раздел о мерах по противодействию незаконному уголовному преследованию предпринимателей. Кроме того, документ содержит предложения по совершенствованию реформы контрольно-надзорной деятельности, антимонопольного регулирования, сферы госзакупок, земельных и имущественных отношений, налоговой политики, кредитно-финансовых отношений, таможенного регулирования и так далее.
В качестве наиболее актуальных тем в докладе выделены предложения по изменению регулирования тарифов естественных монополий. В частности, выявлено очень значительное завышение тарифов в отдельных регионах. К сожалению, посетовал эксперт, Федеральная антимонопольная служба, которая должна с этим бороться, своих функций не выполняет, поэтому приводить ставки тарифов к нормальному состоянию приходится при помощи Генеральной прокуратуры.


Справка «ОВ»

Врио губернатора Андрей Клычков поручил подготовить предложения по сокращению практики укрупнения лотов при проведении закупок для государственных нужд. Это позволит малому и среднему бизнесу принять участие в аукционах.