ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №18(1267) 6 июня 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Битва за ОСАГО

19.12.2017

В редакцию газеты «ОВ» регулярно поступают звонки от возмущенных автовладельцев. Наши читатели жалуются, что в этом году у них возникли сложности с приобретением или продлением полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) как в офисах, так и через электронные порталы. Мы не могли остаться в стороне. Что творится на рынке автострахования Орловской области в частности и страны в целом, изучал «ОВ».

Изменения не по вкусу

После изучения форумов разных регионов, посвященных данной тематике, выяснилось, что с трудностями покупки и продления полиса ОСАГО столкнулись автолюбители по всей стране. Основная причина, по мнению игроков рынка, скрыта во вступившем в силу с начала этого года новом законе об «автогражданке».

Напомню, с января страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО. А после апрельских поправок документ претерпел еще большие изменения. Согласно нововведению, денежные выплаты автовладельцам за поврежденные машины заменили прямым возмещением убытков – оплатой ремонта. Это означает, что страховщики отныне заключают договоры со станциями технического обслуживания (СТО). Уточняется, что ремонт должен быть закончен в тридцатидневный срок с момента обращения пострадавшего. В случае некачественного оказания услуг или просрочки ответственность несет страховщик, поясняют специалисты портала «Свидетель24». А это 0,5 процента от суммы за каждый день затянувшихся работ. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год – на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили моложе двух лет, имеющие гарантию, должны поступать в СТО, которые имеют право ремонтировать с сохранением гарантии.

Замена денежных выплат «натуралкой» – ремонтом – страховщикам, видимо, пришлась не по вкусу. Так как при начислении денежной выплаты учитывается износ. А при приоритетной ныне натуральной форме возмещения убытков размер компенсации СТО оказывается выше.

Уже с весны водители в полной мере ощутили на себе последствия недовольства страховщиков происходящим. В некоторых офисах менеджеры отказываются оформлять невыгодные для них полисы под самыми разными предлогами.

Дабы не быть голословной, приведу примеры сообщений в социальных сетях Орла, в частности, в группе «Плохая покупка».

«Подскажите, где застраховать авто водителю, которому 27 лет? Везде отказ – говорят, сбой. Из-за этого есть шанс не успеть поставить машину на учет…», – задает вопрос участникам группы один из жителей областного центра. Оксана Кирсанова в ответном сообщении пишет: «ВТБ отказался продлить ОСАГО. Страховалась уже в другой компании». Дмитрий Жикулин сетует: «Мне тоже отказали. Обегал весь город. Говорят, нет стажа и права должны три года пролежать». «Были летом в ВСК, нам сказали, что только от 31 года страхуют. Их даже не смутили девять лет безаварийного вождения мужа, которому меньше озвученных лет», – вторит Екатерина Виноградова. А вот пост от Евгения Елсакова, получившего отказ от компании «РЕСО»: «В главном офисе лепят байки про вечно зависшую базу, в дополнительных офисах база (внимание!) уже не висит, но там причина другая: водителю нет 40 лет, предлагают полис другой компании, правда, которого у них нет в наличии. Другим коллегам по беде, стоявшим со мной в очереди, также была навешана разная лапша на уши. Оформить электронный полис в данной компании за четыре дня также не получилось в связи с технической ошибкой. И это все при чистейшей страховой истории, десять лет уже плачу за две машины, не знаю, кому, за что и для чего».

Справедливости ради отмечу, что были здесь и благодарные отзывы в адрес названных компаний от тех, кто смог застраховать «автогражданку». Но их ощутимо меньше.

Не пройдешь

Легко ли приобрести ОСАГО в Орле, я решил убедиться на собственном опыте, пригласив для усложнения задачи водителей с небольшим стажем. Забегая вперед, отмечу, что оформление заветных документов напоминало квест. Итак, знакомьтесь, участники эксперимента Мария и Ксения.

Мария (25 лет) получила водительское удостоверение в этом году, в прошлом месяце стала владельцем новенького автомобиля Nissan. Цель – оформить новый полис ОСАГО. Ксения (34 года) вступила в водительские ряды год назад на «Матизе» 2010 года выпуска. Задача – продлить неограниченную по количеству водителей страховку.

Итак, совместный поход по офисам страховщиков с Марией и Ксенией мы начали две недели назад. Вначале мы посетили организацию, где год назад получала неограниченную страховку Ксения. Первый блин вышел комом. Здесь и второй участнице нашего эксперимента отказали в продлении полиса. Дескать, нет бланков. Дабы лишний раз не обивать пороги, нам предложили записаться на прием, самая ближайшая свободная дата – через месяц. При этом сразу оговорились, что бланки могут так и не появиться. Правда, чудесным образом процесс можно ускорить, если мы купим страховой пакет. Например, застрахуем «автогражданку» и жизнь/имущество. Все вместе выходило в копеечку, и отказом ответили уже мы.

Чтобы не тратить время читателей, отмечу, что мы посетили большинство страховых компаний Орла. Во многих нам навязывали дорогостоящий дополнительный пакет услуг. В других начинающие водители не интересовали в качестве клиентов, даже если мы сами (ради эксперимента) предлагали купить страховой пакет. Ответ был как под копирку: «У нас программа зависла, вы лучше через сайт электронный полис купите».

Через сайт так через сайт.

Отсев неугодных

Но и тут Марию и Ксению ждала неудача. После введения данных система зависала с завидной регулярностью. После получасового ожидания нас «выбрасывало» с портала. И так не один раз. Справедливости ради отмечу, что сайты некоторых страховщиков сразу предупреждали: «Система работает нестабильно. Возможны временные трудности в оформлении электронного ОСАГО». И, как по волшебству, все попытки внесения данных завершались фразой о том, что, мол, сожалеем, что-то там пошло не так. Мол, попробуйте в следующий раз.

На горячих линиях страховщиков сотрудники извинялись и объясняли случившееся техническими работами. Но не могут же техработы вестись несколько дней?! Тем более что, согласно законодательству, при проведении плановых технических работ компания обязана не менее чем за сутки до их начала уведомить об этом на главной странице сайта, указав дату и время их окончания. Таких сведений не было. В иное время страховые компании, работающие с е-полисом, должны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих электронных ресурсов. А суммарная длительность перерыва в работе сайта должна составлять не больше 30 минут.

Техработы ли тому виной или иные причины, но наша ситуация не стала исключением.

Марат Бикбов, юрист коллегии правовой защиты, возмущается на портале BFM вероятным фактом «отсечки» неугодных клиентов в связи с новыми правилами игры: «Люди просто не могут купить полис электронным образом. Они начинают выполнять эту процедуру, сайт виснет и ничего им не выдает. Такие обращения у нас были. На сайте кнопка есть, туда заходишь, все забиваешь, но на каком-то моменте оформления все зависает, и ничего сделать не удается. Я подозреваю, что страховые компании очень легко это все могут заблокировать и каким-то образом не выполнять. Нет никакой ответственности за то, что они не смогли обеспечить услугу через Интернет. Страховые компании формально это выполняют, кнопка есть, но она не работает».

Их – в дверь, они – в окно

Полисы для Марии и Ксении мы все-таки приобрели, но воспользовавшись схемой, описанной выше. Вначале застраховали более опытного шофера, а потом вписали в эти полисы наших молодых водителей.

Кстати, по сообщению «Российской газеты», не все автовладельцы нашей страны на пути к заветному полису идут по пути закона. Некоторые сограждане, не сумевшие вовремя продлить полисы из-за искусственных препятствий, продолжают ездить без страховки на свой страх и риск.

Есть и те, кто перешел к не вполне законным «крайним мерам», начав приобретать поддельные документы. Представители Российского союза автостраховщиков заявили, что на рынке появились фальшивые полисы ОСАГО, которые можно купить через Интернет всего за 300 рублей вместо 5–6 тысяч. При этом эксперты отметили, что внешне эти бумаги мало отличимы от настоящих.

Количество «липовых» страховых документов в России, по оценкам страховщиков, достигло уже миллиона единиц. Таким образом, сегодня каждый сороковой договор страхования автогражданской ответственности может оказаться фальшивкой.

Тем временем

ЦБ РФ провел проверку двенадцати крупнейших страховщиков на предмет доступности приобретения полиса ОСАГО, в том числе и электронного. Оказалось, они работали с нарушениями. Как заявил федеральным СМИ зампред правления Банка России Владимир Чистюхин, в рамках контрольных мероприятий выявили много технологических нарушений, которые препятствуют покупке «автогражданки», в том числе через сайт. Например, электронные порталы требуют внести оплату только определенными способами. Нередки случаи, когда система отсекает новых для компании клиентов, то есть тех, кого нет в базе. Также зафиксирован отсев по возрасту. По словам Чистюхина, причина может крыться в специальной настройке сайтов страховщиков.

 Денис Цуканов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям