Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Битва за муниципалитеты

19.08.2012

Некоторое время назад орловские законотворцы придумали для себя новую форму работы – выездные заседания комитетов. Идея хороша во всех отношениях, особенно когда дело касается вопросов местного самоуправления. Обсуждение проблемы с выездом на местность дает главное – возможность увидеть ситуацию изнутри. А с принятием 131-го ФЗ у муниципальных образований не только полномочий, но и трудностей прибавилось. Одно из последних заседаний профильного комитета прошло в Колпне. И хотя не все инициативы, в том числе и законодательные, предложенные депутатами по итогам поездки, были одобрены, поразмышлять на конкретных примерах о проблемах местного самоуправления и способах их решения пора настала. Свое видение ситуации на страницах «ОВ» представил депутат Орловского областного Совета народных депутатов от фракции ЛДПР, глава комитета по вопросам местного самоуправления, связям с общественными объединениями и СМИ Виталий Утешев.

Ничем не подкрепленные полномочия

– Виталий Викторович, практика выездных заседаний комитетов началась только при этом созыве. Каковы ее первые результаты?

– Положительные. Пока мы успели побывать в Колпне и во Мценске. Это два наиболее успешных района Орловской области, здесь достаточно большие, по меркам Орловщины, достижения, связанные с выстраиванием системы местного самоуправления. Значит, их руководители хорошо знают, как действовать в условиях изменившегося законодательства, представляют, как можно преодолеть те или иные препятствия. И у них есть чему поучиться. Тем более что болевые точки у всех муниципальных образований примерно одинаковы.

– Назовите наиболее серьезные из них.

– Безусловно, в первую очередь это ситуация, связанная с передачей полномочий, не подкрепленных финансово. Вроде бы власть дали, но материальную составляющую не обеспечили. По сути, именно этому был посвящен колпнянский «форум». Для участия в нем были приглашены главы районов, представители Орловской областной администрации, главы сельских поселений. И вопрос финансового обеспечения во время обсуждения звучал особенно остро. Контролирующие органы не интересует, откуда глава сельского поселения возьмет деньги, чтобы, к примеру, принять на баланс бесхозную водонапорную башню. Они действуют четко в соответствии с буквой закона: не примешь на баланс – начнется тихая война.

Что касается колпнянских примеров… Непростая ситуация с автомобильной дорогой по направлению «Дросково – Курск», которую невозможно передать в федеральную собственность, она не подходит по критериям. Зато вопрос строительства моста через реку Сосну решился успешно, в том числе и благодаря нашим выездным заседаниям. Мы разослали письма в те службы, по которым возникали вопросы. В частности, обращались к бывшему до недавнего времени руководителем департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алексею Климову. В результате, так как  проектно-сметная документация уже имеется, региональная власть пообещала выделить 3 млн 400 тыс. рублей для строительства.

Налоги – муниципалитетам?

– Одна из интересных законодательных инициатив, предложенных депутатами по итогам выездного заседания, связана с изменением порядка зачисления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика. Насколько я знаю, была идея обратиться с ней в Государственную Думу РФ…

– Пока мы планируем представить в Госдуму открытое письмо. Этот вопрос мы тщательно прорабатывали. И на региональном уровне мнения разделились: областной департамент финансов был за, региональное управление ФНС – против, считая, что данная законодательная инициатива затруднит администрирование этого налога и в итоге приведет к потерям в бюджете.

Так или иначе, мы выяснили, что практически половина субъектов РФ обращалась в федеральный центр с подобными пожеланиями. Если же говорить именно о законодательной инициативе, она должна соответствующим образом оформляться. Необходимо указывать те статьи закона, в которые мы хотим внести изменения. В конечном итоге должен получиться очень объемный документ, по сути, меняющий всю систему налогообложения в стране, ведь придется вторгаться на территорию федерального законодательства, причем нескольких законов. К сожалению, пока даже специалисты федерального центра не знают, как подступиться к этой проблеме. Но, повторюсь, обращение от Орловского областного Совета в Госдуму будет. Это пожелание не раз озвучивалось нашими избирателями. И данную информацию мы обязаны донести до федерального центра.

Мы знаем, что на сегодняшний момент нас поддерживают несколько регионов, в том числе Московская, Ленинградская области.

– А в нашем регионе это пожелание каких-то отдельных муниципалитетов?

– Пока данный вопрос напрямую поставили перед нами Колпна и Мценск. Но мы знаем, что мнение такое есть не только у названных муниципальных образований. Наверное, все-таки нужно менять строчки в законах, связанные с финансированием муниципалитетов, сельских поселений. Коль уж им передана значительная часть полномочий и обязательств, необходимо сделать так, чтобы хотя бы часть налоговых поступлений они могли использовать на собственные нужды. Иначе говоря, деньги нужно дать на места. Будет на местах хорошо, и в столице будет все в порядке.

Идея, требующая расчета

– Если бы предложенная вами «налоговая инициатива» была одобрена в том числе и федеральным центром, на ваш взгляд, это стало бы действительно серьезным финансовым подспорьем для муниципальных бюджетов?

– Когда вопрос касается денег, безусловно, все его аспекты нужно серьезно прорабатывать. И, конечно, не по одному лишь нашему субъекту. Затраты, расходы, потери нужно просчитывать по всей стране. При этом затраты налоговиков, к которым могут привести изменения в законодательстве, никакого решающего значения иметь не будут: понадобится увеличить штаты и расходы – увеличат. Главное, чтобы доходность бюджетов все же возросла. Нужно прикинуть, хотя бы примерно, сколько людей уезжает работать в другие города. Причем речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге. К примеру, из Ливен, Мценска, других населенных пунктов люди приезжают на заработки в Орел, отток населения отмечается и в других регионах. Но в конечном итоге ведь чем равномернее распределены деньги по стране, тем справедливее. Чем больше средств будет оставаться в регионах, тем больше возможности будет у них развиваться самостоятельно.

– Есть ли какие-то реальные возможности у орловских законодателей повлиять на ситуацию, выступая с инициативами на уровне  федерального центра?

– Я вижу здесь два основных направления в работе и своего комитета, и всего орловского законодательного собрания. Во-первых, это продолжение практики выездных заседаний. Необходимо как можно эффективнее использовать на региональном уровне те законодательные возможности, которые нам дает федерация, в том числе по перераспределению бюджетных средств. Сами понимаете: где-то нужно срочно дорогу отремонтировать, где-то – детскую площадку сделать. А во-вторых, нужно насколько можно более детально и тщательно отрабатывать собственные законодательные инициативы, взаимодействуя при этом с другими регионами, лучше всего, конечно, с субъектами из ЦФО, и совместными усилиями пытаться достучаться до федерального центра.

Ольга Захарова

Биография

Виталий Викторович Утешев – депутат Орловского областного Совета народных депутатов от фракции ЛДПР.

Родился:

15 сентября 1963 года в г. Мичуринск Тамбовской области.

Образование:

В 1986 г. окончил Высшее военное авиационно-инженерное училище,

в 1994 г. – курсы командиров частей связи и РТО,

в 2005 г. – академию народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Государственная политика и государственное управление».

Карьера:

В 1981–2002 гг. – служба в ВС РФ, полковник запаса;

в 2002–2007 гг. – работа в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации – ведущий референт аппарата фракции ЛДПР;

11 марта 2007 г. избран депутатом областного Совета народных депутатов.

В новом созыве возглавляет комитет по вопросам местного самоуправления, связям с общественными объединениями и СМИ.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям