Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

«Бабочки не выживают в темноте»

29.09.2016

Премьера этого спектакля в ОГАТ им. И.С. Тургенева – второе (но не по значимости) культурное событие ушедшей недели. 15 сентября зрители после долгого перерыва вновь вошли в здание Орловского академического, правда, не через центральный вход и не на главную сцену. Ремонтные работы здесь все еще не завершены, а потому 202-й сезон открылся на малой сцене психологическим триллером по мотивам прозы одного из ярких представителей постмодернизма Джона Фаулза. А за день до этого специально для друзей театра состоялась аванпремьера этой постановки, на которой и мне посчастливилось побывать.

Этот спектакль, прекрасный и грустный, местами жуткий, поставила в Орле режиссер из Канады Ольга Шведова. А художественный руководитель театра им. Тургенева Игорь Черкашин, предоставивший ей такую возможность, предварил показ анонсом: в ОГАТ в рамках малой сцены стартует проект «Театр не для всех», первой ласточкой которого и стала адаптация на сцене фаулзовского «Коллекционера». «Проект подразумевает некую резкую драматургию, необычную режиссуру, другой способ существования артиста, какие-то ноу-хау в нашей театральной кухне», – поделился Игорь Анатольевич со зрителями.

Вряд ли представленную премьеру можно назвать режиссерским экспериментом или чем-то авангардным. Да и первоисточник – роман Фаулза – давно не является «странным» для современной публики. Возможно, выбранный жанр психологического триллера несколько необычен для академического театра и не совсем привычен его постоянному зрителю. Но этой постановкой, кажется, прониклись все.

Прелесть прошедшей в среду аванпремьеры еще и в том, что в этой версии спектакля в паре с прелестной, тонкой, нервной и нежной Ольгой Форопоновой (Миранда) роль маньяка Фредерика играл канадский артист Валентин Овсюк и в своей роли был бесподобен. Мощная актерская харизма, пронзительный взгляд, пластика – все это позволило ему мастерски перевоплотиться, создав на сцене до жути натуральный образ.

Итак, в центре сюжета – двое. Маньяк и жертва. Свихнувшийся от собственных комплексов клерк и раскрепощенная, свободная художница. Погружение во тьму, с одной стороны, и стремление к воздуху и свету, с другой, создают конфликт, который не может не завершиться трагедией. Она попадает в его мрачную берлогу, и единственное, к чему стремится, спастись. Он, отчасти, тоже ищет спасения – от собственного безумия, которое сжирает изнутри, растет, кажется, с каждой минутой. Он ищет спасения в ней – самой лучшей из бабочек, попавших в его коллекцию, самой «живой». Единственной живой. Но она противится. А сопротивление вызывает злость. Тихое сумасшествие переходит в агрессию и приводит к закономерному, страшному финалу. Бабочки не выживают в темноте. В духоте. В неволе.

Гнетущая атмосфера в спектакле поддержана и световыми эффектами, и, безусловно, прекрасно подобранной музыкой. То, что получается в итоге, и завораживает, и пугает. Безусловно, несмотря на свою мрачность, эта замечательная постановка полюбилась и еще полюбится зрителям. Единственное, чего хочется пожелать – чтобы нотки горечи и безысходности, в ней звучащие, не стали определяющими в мелодии всего нового сезона.

Игорь Черкашин, художественный руководитель ОГАТ им. И.С. Тургенева

Я спланировал весь сезон на большую сцену. Это и Тургенев – «Первая любовь», и Бунин – «Темные аллеи», и Дюма – «Дама с камелиями», но, к сожалению, все эти проекты нам придется отложить.

Ольга Захарова, фото Олеси Суровых

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям