Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Не тормози

Авторынок въехал в кризис?

23.09.2014

Продажи автомобилей в России в целом и в Орловской области в частности стремительно падают. Негативная тенденция особенно заметна в бюджетном сегменте. Поднимет ли с колен отечественный автопром вновь запущенная государственная программа по утилизации? Или эта мера окажется недостаточной в нынешних условиях?

Все ниже и ниже

– Прошедший август стал самым провальным месяцем по продажам автомобилей за последние три года, – сетует представитель отдела продаж одного из салонов Орла Ольга Заболотская. – Мы реализовали в два раза меньше моделей, чем в 2013-м. Низкая покупательская способность, сложная экономическая и геополитическая ситуация, падение курса рубля сильно ударили по нашим показателям.

С Ольгой солидарны и большинство опрошенных «ОВ» менеджеров других автосалонов областного центра. Покупательский спрос в регионе действительно падает. И с этим, к сожалению, не поспоришь. Доказательством тому является и тот факт, что Орловщина регулярно попадает в список аутсайдеров по продажам машин. Например, мы не смогли войти топ-30 регионов по объему рынка новых легковых автомобилей. А вот наши соседи – Тульская и Белгородская области – заняли по итогам первого полугодия в рейтинге 22 и 26 место соответственно.

Однако от снижения продаж страдают не только орловские дилеры. По данным «Ассоциации европейского бизнеса», продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в августе снизились на 25,8 процента. По итогам восьми месяцев этого года российский авторынок сократился на 12,1 процента. С начала года продано всего порядка 1,6 млн машин.

Несмотря на общее падение, лидерство на российском авторынке по-прежнему сохраняет АвтоВАЗ, реализовавший в августе 26467 автомобилей. Впрочем, это на 32 процента ниже показателя годичной давности. К слову сказать, в Орловской области пальму первенства тоже удерживают салоны, занимающиеся продукцией АвтоВАЗа.

Второе место по объему продаж в нашей стране удерживает KIA. На третьей строчке рейтинга – Hyundai. Четвертое место занимает Toyota. Замыкает пятерку лидеров Renaul.

А вот китайские бренды, росшие «против рынка» в прошлом году, теперь повалились. Почти у всех – двузначная отрицательная динамика, проанализировали эксперты агентства «Автостат».

– Запас прочности у «китайцев» пока маловат... Видимо, мало вкладываются в маркетинг и развитие своих сетей, – говорит директор агентства Сергей Целиков.

К слову сказать, по итогам прошлого года продажи новых «китайцев» в нашем регионе выросли аж на 65 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня картина, как уже отмечалось, противоположная.

Непопулярный секонд-хэнд

В минус ушел и обычно стабильный рынок подержанных машин. Количество проданных б/у автомобилей в августе 2014 года составило 517,8 тыс. штук. Это меньше прошлогодних показателей, подсчитали в агентстве «Автостат». Август – уже второй месяц в текущем году с отрицательным показателем на рынке автомобилей с пробегом. Первый «минус» был зафиксирован в июне. Можно предположить, что в ближайшие месяцы динамика рынка подержанных автомобилей, как и рынка новых, вообще войдет в отрицательную зону.

В чем кроется причина?

– Во-первых, в высоких пошлинах на ввоз иномарок. Во-вторых, в отсутствии лояльных программ кредитования, – уверен владелец орловского салона по реализации подержанных машин Игорь Разин. – Сегодня многие банки ужесточили требования к потенциальным заемщикам и повысили процентные ставки. Особенно заметно это в сегменте транспорта вторичного рынка. Но ведь не все же могут позволить себе новенький автомобиль…

Кстати, по данным «Национального бюро кредитных историй», темпы выдачи автокредитов действительно снижаются. Так, с января по июнь 2014 года банки выдали 392 тысячи автокредитов. Это на 18,8 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Новый удар по вторичному рынку может нанести и предполагаемое эмбарго на импорт иномарок, в том числе подержанных. Чиновники говорят о принятии таких мер в качестве ответа на санкции, введенные Евросоюзом против России.

Как же вывести отечественный авторынок из кризиса? У чиновников готов ряд предложений.

Спасательный круг

Для стимуляции отечественного авторынка с 1 сентября вернули программу утилизации старых автомобилей. Как ранее писал «ОВ», на эти цели выделят 10 млрд рублей, что позволит отправить в утиль 170 тыс. машин. Условия нынешней программы утилизации немного изменятся. Под новые критерии попадают автомобили старше шести лет. Изменятся и суммы компенсации: они составят от 40 тыс. рублей за легковой автомобиль до 100 тыс. рублей за грузовой, а по программе «трэйд-ин» скидка будет еще выше: от 40 до 300 тысяч рублей.

Эксперты уверены, что предложенная мера способна вывести авторынок из кризиса. Так, только за первую неделю было подано 4 470 заявок от физических и юридических лиц, подсчитали в «Автостате».

Еще одним «толчком» для российского автопрома должны стать ограничения по срокам эксплуатации транспорта. Соответствующий проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения» подготавливают в Министерстве промышленности и торговли РФ. Изменения направлены на приведение в «соответствие российского парка автомобильной техники современным техническим и экологическим требованиям, а также требованиям безопасности». По подсчетам разработчиков, сейчас в парке легковых автомобилей России насчитывается более 20 млн. машин старше 10 лет, что составляет около 51 процента от общего объема.

Следствием этого является их низкая техническая надежность. Растет риск аварий. Так, ежегодно в России в результате ДТП погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.

Поправки обещают внести с 1 июля 2015 года. Они позволят «существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах» и «стимулировать производство автомобильной техники», что принесет бюджетам различных уровней дополнительные доходы от налогов и сборов.

Прогноз

Оправдаются ли ожидания чиновников? У экспертов на этот счет разное мнение. Кто-то рисует радужные перспективы российского авторынка. А кто-то видит будущее в мрачных тонах. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что падение отечественного рынка продажи машин по итогам нынешнего года составит не менее 14, а то и 20 процентов.

– Для восстановления этого сектора экономики мало одной программы утилизации, – считает Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов. – Падение рынка связано, на мой взгляд, с политической ситуацией. Россияне не уверены в экономической стабильности. Падает объем инвестиций, снижаются доходы. Многие в этой связи не спешат приобретать автомобили. Автопром ждут нелегкие времена.

В ожидании этих самых нелегких времен практически на всех заводах уже сегодня проводят сокращения, «ужимаются» и дилерские центры. В представительствах компаний пытаются экономить на офисных расходах. По некоторым сведениям, те компании, что уже вложились в российскую сборку, ведут переговоры с правительством об отсрочке локализации, передает издание «За рулем». То ли еще будет...

Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ

Август был еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей... Недавно объявленная государственная программа по утилизации и «трэйд-ину» вселила надежду, что падение рынка может быть приостановлено. Будет ли это так или нет, зависит от того, как быстро эту программу запустят с тем, чтобы участники рынка смогли ею воспользоваться.

Денис Цуканов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям