ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №21(1270) 4 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Архитектурно-поэтическая судьба

01.02.2018

В издательстве «Орлик» Александра Воробьева вышла в свет книга «Игорь Иванов: зодчий и поэт». Ее автор – преподаватель детской музыкальной школы №1 Нина Игоревна Верховец, дочь выдающегося орловского архитектора Игоря Анатольевича Иванова. В книгу вошли воспоминания Нины Игоревны о своем отце, свидетельства друзей и коллег о его характере, подвижнической деятельности, документы из государственного архива Орловской области. Здесь можно узнать об истории строительства знаковых для города домов по проектам И.А. Иванова, которые определили облик послевоенного Орла. Нашлось место и подробному перечню творческих работ архитектора Иванова, уникальным семейным фотографиям.

Фрагменты родословной

Талантливое произведение мемуарной литературы – это дом с гостеприимно распахнутыми дверями. В них можно войти без стука, раскрыв книгу воспоминаний, что я и сделал. Здесь меня встретили очень близкие по духу люди. Глубинная российская интеллигенция, со своей любовью к литературе, музыке, живописи, как живая, предстала передо мной со страниц книжной новинки. Свое происхождение род Ивановых ведет от венецианского купца Ошанини. К этому же роду принадлежит известный советский поэт Лев Ошанин.

У прадеда семьи Ивановых была небольшая усадьба в Саратовской губернии. А родился Игорь Иванов в Москве, в 1915 году, в доме своей бабушки. Но… семья рассталась с итальянской фамилией в Гражданскую войну. Большевики арестовали отца Игоря, Анатолия Михайловича, бывшего царского офицера. Его супруга, Ольга Алексеевна, уничтожила все семейные документы. Ошанини стали Ивановыми. Начались многолетние скитания по России. Во имя спасения сыновей, маленьких Игоря и Юрия.

Вхождение в профессию

Непролетарское происхождение Игоря Иванова закрыло ему в 30-ые годы прошлого века дорогу в советские высшие учебные заведения. Он поступает в Курский строительный техникум, позднее переведенный в Саратов. Как пишет Нина Игоревна, с окончанием курса обучения в техникуме завершился период отрочества и юности. Папа работал по избранной специальности архитектора в Волгоградской области, Курске, Дагестане, Северной Осетии.

Во Владикавказе в 1936 году Игорь Иванов оказался под жестким прессингом сталинских сатрапов. Они заставляли молодого архитектора писать доносы на секретаря своей комсомольской ячейки. Иванов совершил убийственный по тем страшным временам поступок: положил на стол комсомольский билет.

Дело могло закончиться арестом и в лучшем случае отправкой в гулаговские места лишения свободы. Этого не случилось. Игорь переехал в другой город, где продолжал работу. Именно его опасный и воистину рыцарский шаг был высоко оценен в 1953 году. Орловские коммунисты приняли 38-летнего архитектора в ряды КПСС.

Рыцарь без страха и упрека

С увлечением читая мемуарный труд Нины Верховец, сердцем чувствую благородство, душевную чистоту, высокую внутреннюю культуру, силу духа Игоря Анатольевича. В ноябре 1941 года, через четыре дня после призыва в армию, Игоря Иванова комиссовали: порок сердца. Позднее к этому диагнозу добавился другой: туберкулез легких. При таком раскладе самое правильное – вести жизнь инвалида. Не тут-то было. В Мичуринске и Тамбове Игорь Анатольевич, не щадя себя, трудится в «Военпроекте» Орловского военного округа настолько успешно, что в том же 1941-ом в 26 лет стал членом Союза архитекторов СССР.

Сталинград, Курск, Воронеж, Орел восстанавливались в послевоенные годы при его самом активном участии. А с 1947-го по 1969 год Игорь Анатольевич постоянно живет и работает в Орле. До своего последнего часа. Город обрел 56 замечательных зданий, спроектированных И.А. Ивановым.

Музыка архитектуры

16 лет назад, приехав по семейным обстоятельствам из родного Красноярска на постоянное жительство в Орел, нередко интуитивно останавливался около нескольких, особо интересных мне домов, построенных по проектам Игоря Анатольевича. Читаю книгу Нины Игоревны и… со всей ясностью вспоминаю: дома архитектора Иванова при первых знакомствах с ними звучали во мне как музыкальные произведения.

Дом книги на улице Комсомольской, где установлена мемориальная доска с барельефом Игоря Анатольевича: смотрю на это строгое классическое здание и слышу увертюру к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». Областная библиотека имени И.А. Бунина: подхожу к ней и чувствую пробуждение в себе «Адажио» Петра Ильича Чайковского. Останавливаюсь около прекрасного, насыщенного гармоническими линиями здания банковского колледжа вблизи театра «Свободное пространство»: во мне звучит второй концерт для фортепьяно с оркестром Милия Алексеевича Балакирева. Около кинотеатра «Победа» ко мне «приплывает» бетховенская багатель, опус 119. Уцелевшие архитектурные творения в городском парке – будто моцартовская фортепьянная пьеса «Радость». Дом с башенкой на улице Комсомольской: смотрю на него и слышу мазурку фа мажор опус 68 Фредерика Шопена.

Душа поэта

Она осталась нетленной и в прекрасных стихах Игоря Анатольевича, и в его архитектурных творениях. Теплая, открытая для хороших людей, которые постоянно приходили к Игорю Анатольевичу в гости, встречали доброту, радушие, дружеское участие. Та семейная атмосфера культуры, порядочности, творчества, в которой росли, воспитывались дочери И.А. Иванова, Ольга и Нина, ощутимо присутствует в книге.

Остались нетленными преданность профессии, личная скромность, что не позволяла известному архитектору просить улучшения жилищных условий – предоставления более просторной квартиры взамен скромной «двушки». Здесь Игорь Анатольевич писал стихи и, преодолевая тяжелые недуги, работал над проектами.

Его высокий профессионализм, стремление быть полезным людям, доброта, открытость души проявлялись и в те годы, когда Игорь Анатольевич занимал руководящую должность в обкоме партии. Ему была чужда чиновничья кабинетная деятельность. Он постоянно встречался со строителями, архитекторами. Приходил в мастерские не с проверками, а для того чтобы обсуждать с коллегами проекты, набрасывать чертежи, рисунки будущих зданий, дружески дискутировать. В каждой его мысли, каждом слове чувствовалась художественная, поэтическая натура творца.

Тончайший поэт-лирик Орла, лауреат всероссийских литературных премий, Виктор Петрович Дронников считал Игоря Анатольевича своим учителем, указавшим ему путь в поэзию. Сборники стихов Игоря Иванова «Возрождение», «Моя земля», «Искры», «Солнце в травах», «Каждая пядь земли», поэма «Градостроители», как и его архитектурные шедевры, – части надежного фундамента орловской культуры.

Ребятишек звонкая

                            орава

Копошится на речном

                                        песке.

Подражая детям,

                  солнце в травах

Плещется, как девочка

                                       в реке.

Не боится утонуть

                              в разливах

Кукурузных

                и ржаных морей.

Захлебнуться в волнах

                           молчаливых

Необъятных дымчатых

                                        полей.

Ярко-рыжей девочкой

                                 кудрявой

С радостной улыбкой

                                     озорной

Солнце к жизни

          пробуждает травы

Ласковой лучистою

                                        рукой.

Тянутся доверчиво

                        к ней стебли.

Песни ей малиновка

                                         поет.

Как дитя, ласкает

                       солнце землю,

Удивляясь красоте ее.

Игорь Иванов, 1963.

Прочитав последнюю страницу, покидаю чудесный книжный «дом» семьи Ивановых с пожеланием доброго здоровья 94-летней маме Нины Игоревны, Анне Степановне, чье сердце с молодости отдано единственному любимому человеку.

Виктор Евграфов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям