Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Архитектор, педагог, исследователь, краевед

05.04.2016

«Нет занятия более увлекательного, чем идти по следам великого человека», – так скажет любой член Тургеневского общества в Орле. Деятельность, творчество, окружение, эпоха, маршруты передвижения гениального земляка – это огромный мир, погружаясь в который, обогащаешься, обновляешься, смотришь на жизнь более пристальным взглядом. В настоящее время внимание общества нацелено на подготовку к 200-летию писателя. В рамках планов в начале года прошла встреча с директором музея И.С. Тургенева в Буживале Марком Звигильским, идет подготовка к XXIV Тургеневским чтениям, экспедициям по дорогам писателя. С удовлетворением отметили открытие памятника И.С. Тургеневу в Карачаево-Черкесии как свидетельство неугасающего интереса к его личности. Общество также бережно хранит память о лучших представителях орловской интеллигенции, внесших значительный вклад в популяризацию Тургенианы: Стаховиче, Португалове, Афонине, Власове. Ксения Седойкина из этого ряда.

 

Светлой памяти посвящается

В конце февраля соратники, друзья, родственники собрались в гостиной музея, чтобы почтить память Ксении Седойкиной. Говорят, лицом к лицу лица не увидать. И вот прошел год со дня утраты, можно подвести итог пройденного пути.

… Плывут кадры из фильмов В.И. Переверзева «Баллада о Дворянском гнезде», В.В. Глущенко – о праздновании 80-летия Ксении Александровны. С экрана обращен к нам ласковый взгляд милой, красивой, изящной, интеллигентной женщины. Она же архитектор, педагог, исследователь, краевед, страстный пропагандист и защитник памятников архитектуры, ландшафтных мест, связанных с именами писателей-орловцев, глубокий знаток литературы, музыки, театра и живописи.

Детство и юность

Ксения Седойкина (до замужества Свидзинская) родилась в рабочем поселке Винницкой области. В 13 лет окончила шесть классов, когда началась война. С болью покидали родной дом, долго шли по неизвестным дорогам в поисках безопасного крова. Автобиографические записки сохранили воспоминания о скитаниях. Но больше это память о людях, приютивших и накормивших их, измотанных и голодных, свежим хлебом и зрелым арбузом. Вкус и тонкий аромат их Ксения Александровна помнила всю жизнь, а хлеб с арбузом считала лучшим из деликатесов. Ее воспоминания о совместных работах на колхозных полях, о помощи, когда уже не было никаких детских сил выполнить задание, наполнены светом, благодарностью людям, окружавшим их семью в годы эвакуации.

Но пришел конец войне, Ксения Седойкина окончила школу, поступила в Киевский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Получив диплом, работала в Черкасской области, а с августа 1955 года приехала в Орел по приглашению директора строительного техникума В.Е. Казуты.

Встреча с Орлом

Надо представить то время. За двенадцать лет после освобождения от оккупации в городе были проведены восстановительные работы. В прежней красе стояли дом №11 по Московской улице, который впоследствии на двадцать лет станет ее домашним адресом, здание драмтеатра имени Тургенева. Построены новые здания Дома связи, гостиницы «Орел», железнодорожного вокзала, новые корпуса и жилые дома заводов «Текмаш» и имени Медведева, реконструирован сквер Танкистов, завершалось строительство Дома книги, административного здания строительного треста №108 (здание музыкального колледжа). Ночью на улицах и площадях зажигаются тысячи лампочек.

Орел очаровал молодого архитектора. Его пространство стало подспорьем, наглядным пособием в педагогической работе. Ведь Ксения Седойкина приглашена в техникум преподавать архитектурные конструкции проектирования, историю архитектуры, эстетику, учить будущих строителей, очень нужных на новостройках.

Бурлила жизнь

В 50-е годы прошлого столетия строительство развивалось нарастающими темпами: восстанавливались разрушенные войной города, строились новые. Создавалась сеть строительно-монтажных организаций, возрастала роль архитекторов. В 1954 году прошло Всесоюзное совещание строителей, в 1955-м – II съезд архитекторов. Ксения Александровна вспоминала, какими бурными были в их среде обсуждения нововведений, перспективных планов.

Жизнь бурлила, кипели страсти, рождались идеи. Молодой преподаватель, Ксения Седойкина обучала студентов, выезжала с ними на стройки, руководила их производственной практикой, возглавляла предметную комиссию архитектурно-строительных и графических дисциплин. Обучению будущих строителей она посвятила 35 лет.

С начала 1960-х педагогическую деятельность совмещала с работой в «Облпроекте», куда была приглашена в качестве старшего архитектора, и принимала участие в проектировании первых крупнопанельных домов в кварталах «200» и «201», в разбивке квартала «5а» и привязки в нем жилых домов и детского сада, разрабатывала проекты двух летних кинотеатров, благоустройства и озеленения территории техникума.

Всем существом укоренившись в нашем городе, Ксения Седойкина стала настоящей орловчанкой по своей сути. Здесь встретила свою любовь, здесь родились ее дети, внук, подрастает четвертое поколение.

В стане краеведов

Кажется, была какая-то сокровенная логика в судьбе этой женщины, приведшая ее в стан исследователей Орловского края. История архитектуры города – предмет ее особого интереса и исследования. Ксения Седойкина стала постоянным посетителем архива Орловской области, упорно и настойчиво изучала бесценный материал по истории строительства Орла. Свидетель тому – архивный работник со стажем, заместитель директора ГАОО О.С. Пантелеева.

– Все работники архива, – рассказывает она, – так привыкли к этому истовому поисковику, что в шутку считали своим штатным работником. У нее было постоянное место в читальном зале, который открывали для нее даже в нерабочие дни. Колоссальная исследовательская работа позволила ей накопить богатый материал, но только незначительная часть его опубликована на страницах областных газет, в «Тургеневском ежегоднике».

Находки и открытия

Известно, что Орел в середине XIX века многократно горел. Выгорали дома, кварталы. Город подлежал восстановлению. В конце сороковых сюда приехал архитектор И.Ф. Тибо-Бриньоль, чтобы выполнить эту миссию. Он проектировал и руководил строительством зданий, как общественных, так и по частным заказам. Его деятельность в Орле приходится на 1850–1890-е годы. Именно в этот период город совершенно меняет свое лицо, становится привлекательным, красивым, светлым, а Тибо-Бриньоль получает звание академика.

К сожалению, многое утрачено, в частности здания Бахтина кадетского корпуса. Но живут, служат еще около сорока объектов, построенных по его проектам и отличающихся  изяществом, особым декором в стиле классицизма. Это здания музеев И.С. Тургенева, писателей-орловцев, И.А. Бунина, Н.С. Лескова, старое здание художественной школы искусств и ремесел по улице Карачевской, дом Фомичевых…

Некоторые подверглись перестройке, надстройке, изменению внутреннего пространства, но сохранился индивидуальный почерк архитектора. Ксения Александровна нашла в архивах проекты и фотографии этих зданий, документы о перестройках и изменениях, об их владельцах, подготовила словарь архитектурных терминов, фотографии элементов декора. Все это сейчас собрано в монографию, готовится к печати и при благополучном исходе станет прекрасным подарком к юбилею города.

Зная критерии градостроительства, законы эстетики, Ксения Седойкина с болью реагировала на некоторые современные «новострои», пристройки, «домики», в основе которых пренебрежение к перспективе и гармонии пространства, амбициозность и выгода. Они, как занозы в глазу, засоряют видеообзор города, а она стремилась сохранить связь эпох, чтобы город по-прежнему оставался прекрасным.

Ее очарование – Дворянское гнездо

Ксения Александровна была активным членом руководящего органа Орловского отделения ВООПИК, краеведческого общества, в течение ряда лет руководила секцией литературного краеведения Тургеневского общества, сотрудничала в сфере туризма. Она защищала памятники архитектуры, сражалась с чиновничьими препонами. Когда ее воля казалась бессильной, она находила единомышленников. В составе попечительского совета по возрождению Дворянского гнезда была бескомпромиссным бойцом за его полное восстановление. В этой борьбе ей не было равных. Дворянское гнездо для нее – воплощение лучших преданий старого Орла. Здесь возникают светлые, прозрачные видения образов минувшего времени. О нем Ксения Седойкина любила читать стихи Бальмонта, Брауна, Потапова, Семеновой. Они и любимые ее мелодии снова звучали на вечере памяти. Одна мысль объединила все воспоминания: «Столько тобой для нас было открыто! Друзьями все это не будет забыто!».

Зоя Тарабрина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям