Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Архипастырь – горячий патриот

25.06.2015

Будущий святитель родился в древней части города Ельца бывшей Орловской губернии у берегов речки Ельчик, впадающей в реку Сосну. В доме священника Успенской церкви Алексия Борисовича Борисова 15 декабря 1800 года появился последний, четвертый ребенок, получивший в святом крещении имя Иоанн. Ему было суждено стать знаменитым архипастырем и богословом.

Раннее сиротство

Основам своей духовной жизни юный Иоанн был обязан родителям: отцу-священнику и матери Акилине Гавриловне, урожденной Лубеновской, глубоко религиозной женщине. 16 октября 1811 года мальчик остался сиротой – умер горячо им любимый отец. Наступило трудное детство.

В отроческом возрасте Иван Борисов познал всю тяжесть сиротской жизни, и впоследствии, став знаменитым иерархом, он неустанно заботился об участи бедных и сирот. Будущий владыка, помимо домашнего образования по псалтыри и часослову, богословскую эрудицию и начальные церковные навыки воспринял от местного священника Василия Климентова.

В 1810 году Иван Борисов поступил в Воронежское епархиальное училище, но по причине болезни оставил учебу. Окончив училище экстерном, Борисов поступил в Орловскую духовную семинарию. В 1819 году он блестяще ее окончил. К этому времени была преобразована Киевская духовная академия. Ее новый состав набирался из лучших студентов семинарий. В числе таких воспитанников от Орловской губернии был послан Иван Борисов. Окончив академию, он стал магистром богословия.

Отец Иннокентий

После академии Борисов посылается в Санкт-Петербург и в августе 1823 года назначается профессором церковной истории и греческого языка Александро-Невского духовного училища. Позднее он становится ректором этого училища, где 10 октября 1823 года был пострижен в монашество с именем Иннокентий, после чего рукоположен в иеродиакона, 29 декабря – в иеромонаха. Позднее Борисов переводится инспектором в Санкт-Петербургскую академию. В 1826 году он возводится в сан архимандрита.

В это время     появляются первые научно-литературные труды архимандрита Иннокентия: «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского». Наиболее известно его знаменитое творение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа».

В 1828 году за эти сочинения он был удостоен степени доктора богословия. 3 сентября 1829 года архимандрит Иннокентий получил докторский наперсный крест. 12 сентября 1829 года он был награжден орденом святой Анны II степени, украшенным императорской короной.

В 1830 году отец Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом, обогащенный знаниями, переводится в Киев на должность ректора духовной академии и ординарного профессора богословских наук. Одновременно он назначается настоятелем Киево-Братского монастыря.

Иннокентий не изменился и после хиротонии его в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, которая состоялась 21 декабря 1836 года в Казанском соборе Петербурга. Одновременно он остался ректором. Современники уже в это время упоминали о даре прозорливости преосвященного.

В 1840 году епископ Иннокентий перемещается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей. 1 марта 1841 года владыка Иннокентий перемещается на Харьковскую кафедру. Владыка и здесь заботится о церковном благолепии, требуя уставного богослужения и процветания проповедничества среди духовенства.

15 апреля 1845 года определением Святейшего Синода владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. 24 февраля 1848 года архиепископ Иннокентий был вызван в Петербург, где получил указ о назначении его на Херсонскую и Таврическую кафедру.

Страшные дни в Крыму

Одесса – любимый город архипастыря. Отсюда он управлял огромной Херсоно-Таврической епархией, совершал частые поездки в Крым, Херсон, Николаев, налаживая везде церковное домостроительство. В возрожденных древних монастырях Крыма владыка вводил афонский устав. Крым, по его мнению, должен был стать русским Афоном.

Cлужение святителя началось в день Святой Троицы в Одесском соборе. В 1851 году греческий король наградил его орденом Спасителя I степени.

Огромное значение деятельности святителя проявилось в Крымскую войну (1853–1856 годы). Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых… Его часто можно было видеть на передовых позициях, он под обстрелом противника кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги.

8 апреля 1854 года вражеский флот приблизился к Одессе. Была Страстная седмица, Великий четверг. Владыка совершал литургию и обратился к пастве со словами утешения.

На другой день, в Великую пятницу, вражеский флот начал обстрел города. Множество молящихся собралось в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где у святой плащаницы владыка утешал народ своим благодатным словом.

Самым тяжелым для одесситов стал день Великой субботы, когда вражеский флот подверг город яростному обстрелу. Владыка торжественно совершал божественную литургию.

Служба шла к концу, хор пел запричастный стих. Неожиданно раздался оглушительный взрыв, стены собора задрожали, пение умолкло, все опустились на колени. Вдруг царские врата распахнулись, и владыка вышел из алтаря. Взяв архиерейский жезл, он начал проповедь. За полчаса люди вновь обрели крепкую надежду на Бога.

В эти дни всеобщего уныния владыка по своей прозорливости предсказывал, что обстрел города будет непродолжительным. Предсказание вскоре сбылось. 11 апреля 1854 года вражеский флот прекратил огонь, а 14-го, на Светлой Седмице, оставил Одессу.

Еще дважды вражеский флот подходил и обстреливал Одессу, но по молитвам святителя перед чудотворным образом Касперовской Божьей Матери покидал город. С тех пор эта икона является покровительницей Одессы и всего южного края. В память о спасении города каждую пятницу в соборе читается молебен с акафистом Покрову Божьей Матери, написанный нашим земляком к событиям 1854 года и посвященный спасению города от врагов.

В период страшных военных испытаний владыка стал для родной земли истинным патриотом. Деятельность его в Крымскую войну не ограничивалась только Одессой. Когда враг рвался в Симферополь, архиепископ Иннокентий неожиданно один, без сопровождающих, прибыл туда 13 сентября. На другой день он совершил в Александро-Невском соборе покаянный молебен. Из Симферополя владыка прибыл в Севастополь с иконой Божьей Матери. Это было самое трудное время для города. Во время его осады оставалось уповать только на помощь свыше.

В период военных действий на Крымском полуострове архиепископ совершал литургии и молебны. Особой его заботой были госпитали. Святитель снабжал раненых продуктами, книгами и иконами. Проповеди владыки поддерживали дух защитников Отечества. Народ называл его «великим гражданином земли Русской» и искренне выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».

Смерть владыки

Владыка Иннокентий в час испытания явился настоящим патриотом. Князь Александр Потемкин писал ему с фронта: «С большим удовольствием получил Вашу книгу – собрание тех речей, которые послужили услаждением нашим героям – мученикам».

Но свеча жизни святителя уже догорала. Тяжелая болезнь, развившаяся от простуды, мешала заниматься епархиальными делами. 25 мая 1857 года стал последним днем жизни архиепископа Иннокентия. Это был день Троицкой родительской субботы. Близилось всенощное бдение праздника Святой Троицы. К вечеру ему стало плохо, и вскоре он скончался.

29 мая, при рыдании собравшихся, состоялся торжественный чин отпевания. Архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. В 30-е годы ХХ столетия останки святителя перенесли на Слободское кладбище вблизи Одессы, а в 1987 году – на братское кладбище одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где захоронение и находилось до 18 июля 1997 года, когда состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия. В настоящее время святые мощи святителя пребывают в Свято-Успенском кафедральном соборе города Одессы. Память его отмечается 26 мая.

Кстати

Орловцы, недавно побывавшие в городе-герое Севастополе в составе «Поезда памяти», возложили цветы и памятные ленты к захоронениям и мемориалам русским адмиралам и морякам-орловцам на братском кладбище, памятникам военно-морской славы Черноморского флота. Во Владимирском соборе Севастополя наши земляки почтили память уроженца Орловского края – архиепископа Иннокентия (Борисова).

Анатолий Константинов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям