Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Экономика

Алкоголь накрыло ЕГАИСом

26.01.2016

Российские чиновники продолжают вести активную борьбу с нелегальными спиртными напитками. Главным козырем в игре с суррогатами стала Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкоголя (ЕГАИС). Десять лет назад со страшным скрипом и проволочками новшество внедряли на предприятиях – производителях алкоголя. Тогда ряд мелких заводов, так и не пережив «прививку от контрафакта», свернул свою деятельность. Сегодня ЕГАИС добирается до оптовой и розничной торговли.

Каждую бутылку – на учет

Как сообщили «ОВ» в управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, подключение к ЕГАИС оптово-розничного звена позволит отслеживать всю цепочку прохождения спиртного: система зафиксирует каждую бутылку, произведенную, отгруженную оптовику, попавшую на полку и проданную потребителю. По мнению чиновников, это позволит избежать появления на прилавках контрафактного алкоголя.

А повод для беспокойства из-за засилия суррогатов на Орловщине есть. По информации УМВД России по Орловской области, в декабре полицейские проверили торговые точки в Орле и Мценске. В результате было обнаружено и изъято 238 бутылок алкоголя с признаками контрафактности. Кроме этого правоохранительные органы закрыли в регионе цех по производству нелегального алкоголя – было изъято 16 тысяч бутылок, уже готовых к продаже.

Внедрение антисуррогатного новшества пройдет в два этапа. С 1 января этого года оптовые склады обязали уведомлять через ЕГАИС об отгрузке товара рознице и общепиту. А последние должны подтверждать факт закупки алкоголя. В дальнейшем (с 1 июля) розничные продавцы будут обязаны сообщать о каждом факте продажи алкоголя потребителям.

Отметим, что определенные преференции установлены для розничных продавцов алкогольной продукции в небольших поселениях. Не нужно будет фиксировать розничные продажи спиртного при соблюдении следующих условий: численность поселения меньше трех тысяч человек; в магазине отсутствует точка доступа к интернету; поселение входит в специальный перечень, утвержденный законом субъекта РФ. Для всех остальных правила едины.

Для организаций, которые не подключатся к системе, предусмотрены значительные штрафы: для юридических лиц – от 150 тысяч до 200 тысяч рублей; для должностных лиц – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей.

Как отмечают федеральные источники, пока система работает в урезанном виде. В целом по России к установленному сроку – 1 января 2016 года – успели подключиться 90 процентов оптовых продавцов и лишь порядка 40 процентов точек, торгующих в розницу. Это примерно 75 тысяч предприятий. В Орловской области, по данным на конец декабря 2015-го, подключились к системе ЕГАИС 267 организаций розничной торговли (18 процентов от их общего числа).

Дабы избежать лишних штрафов и дефицита алкоголя на прилавках магазинов, российское правительство продлило тестовый период до 20 апреля. Но это не освобождает участников оптово-розничного звена от своевременной регистрации в ЕГАИС.

– Если в силу каких-то ошибок организация не сможет передать данные по закупкам алкоголя через систему, то в течение опытного периода эксплуатации (три месяца) ее никто не будет наказывать, – пообещал пресс-секретарь Росалкогольрегулирования Александр Куликов.

Мера эта очень своевременная, уверены участники алкогольного рынка. По их словам, работа системы далека от идеала и требует значительных доработок.

Трудная практика

– Новые правила оборота алкоголя вызвали серьезные сбои в поставках. Вон посмотрите, перед праздниками практически все распродали, полки полупустые стоят, а новую продукцию из-за ЕГАИС получить не можем. Электронная система не смогла оперативно обработать информацию о поставке, – жалуется в приватной беседе Ольга, сотрудник одной из торговых сетей, имеющих магазины в Орле.

По словам Ольги, на практике схема внесения данных для единого автоматического учета выглядит так: розница размещает в ЕГАИС заказ для оптовика. Оптовик информирует через систему об отгрузке товара со склада в универсальном транспортном модуле. По прибытии машины с алкоголем покупатель должен зафиксировать, что продукция поступила или не поступила и по какой причине. В теории обработка информации должна занимать не более 10–20 минут, на практике все оказывается сложнее.

– Машина с заказанным товаром двое суток ночевала около нас. Вначале система не отражала информацию оптовика об отгрузке. А сгружать незарегистрированные бутылки на склад магазина мы не имеем права, так как алкоголь, не подтвержденный ЕГАИС, может оказаться контрафактным. А потом еще сутки мы не могли отметить факт поставки нам ящиков водки. Оператор службы технической поддержки ЕГАИС заявил при этом, что время ожидания может растянуться до трех дней, – жалуется Ольга.

К слову сказать, за десять дней с начала работы системы на горячую линию ЕГАИС поступило более пяти тысяч звонков, и все проблемы, о которых рассказывают пользователи системы, фиксируются, анализируются и решаются в рабочем режиме, отмечают в Росалкогольрегулировании.

На одном из орловских складов признались, что, идя навстречу пока еще не зарегистрированным в системе местным заведениям общепита и магазинам, продают спиртное задним числом, а оплату принимают «серым» налом.

Проблемой стала и регистрация в системе остатков – товара, закупленного до 1 января. Весь товар со склада, приобретенный до Нового года и не отгруженный в розницу, необходимо зафиксировать в ЕГАИС, иначе оптовик не сможет торговать этой продукцией. Процесс, как отмечают работники складов, трудоемкий: каждая бутылка фиксируется в системе вручную с помощью сканирования. Иногда приходится работать по ночам: в это время нагрузка на ЕГАИС меньше и количество сбоев уменьшается.

Впрочем, полусырая программа – не главная из бед, отмечают представители орловской оптово-розничной сети. Оборудование для подключения к системе ЕГАИС еще надо купить. А это может привести к уменьшению количества лицензиатов – субъектов предпринимательской деятельности. Как подсчитали аналитики портала «РБК», 26 тысяч рублей составляют минимальные затраты для розничной точки для подключения к ЕГАИС. А совокупные затраты участников алкорынка для перехода на единый электронный учет составят, по самым скромным оценкам, 28 млрд рублей. И это без затрат на обслуживание системы.

Основной владелец крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & белое» Сергей Студенников в конце декабря говорил РБК, что для его сети, насчитывающей сейчас более 2,5 тысячи магазинов, подключение одной точки обошлось в среднем в 150 тысяч рублей. Несложно догадаться, что в этом случае все затраты будут по традиции переложены на покупателя за счет повышения цен на алкоголь.

Выживут сильнейшие?

Что ждет алкорынок в нынешних условиях? Скорее всего, крупные торговые сети относительно безболезненно выдержат новый финансовый удар, а вот мелкая розница едва ли запляшет от удовольствия. Некоторые эксперты оценивают затраты бизнесменов с нуля еще пессимистичнее: в среднем 200 тысяч рублей на одну торговую точку. Скажем, пивной портал Profibeer насчитал 269 тысяч, при этом в интернете пестрят предложения по автоматизации ЕГАИС под ключ за 215–250 тысяч рублей, включая обучение персонала. Мелкую розничную торговлю такая постановка вопроса государством может просто убить, полагают эксперты «Бизнес online». Они в большинстве своем не отрицают полезность ЕГАИС в борьбе с контрафактным алкоголем, но видят за новыми правилами руку лоббистов крупных сетей.

Впрочем, Вадим Дробиз, директор российского центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), уверен, что чиновники давно ставят задачу укрупнения всего, что связано с алкоголем. Например, у нас сегодня работает в два – два с половиной раза меньше производителей водки, вина, коньяка, чем было в 2007–2009 годах. В два раза меньше дистрибьюторов оптовых компаний.

Итог этой стратегии может быть печальным: на деле большая часть малых торговых точек начнет нелегально продавать алкоголь. Алкорынок решительно уйдет в тень. Вопреки желаемому, спрос на дешевый контрафакт будет расти. Ведь уже сегодня легальный алкоголь в стране очень дорог в сравнении со средними доходами населения, примерно в пять-восемь раз дороже, чем в странах Западной и Восточной Европы.

Какой выход видят эксперты? Чтобы и волки были сыты, и овцы целы, необходимо продлить переходный период, сделать для представителей малого и среднего бизнеса более доступными кредиты на установку нового оборудования. В противном случае «закошмаренная» мелкая розница так и не выйдет из суррогатного сумрака. 

Виталия Плахова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям