Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Александр Журбин: «Хочу быть на своей волне»

11.10.2016
Известный композитор, любимец публики, образцовый модник и знатный интеллектуал Александр Журбин посетил Орел. Думается, приехал он в первую очередь для того, чтобы воочию увидеть написанный им мюзикл «Мышеловка» по Агате Кристи, поставленный в театре «Свободное пространство». Но сделал подарок и своим поклонникам, проведя творческий вечер, и журналистам, согласившись на беседу. Журналистов, как ни странно, было очень мало. Зато беседа получилась, кажется, душевнее. И вот примерно о чем.

Про Орел – с симпатией
– Александр Борисович, вы не впервые в Орле. Насколько наш город для вас интересен?
– Действительно, я уже несколько раз бывал в Орле. Из них дважды – по случаю премьер моих произведений в театре «Свободное пространство». С этим театром я подружился и очень доволен тем, что они делают. Предыдущий спектакль с моей музыкой в основе – «Биндюжник и Король» – получился замечательным, мирового класса. Поэтому когда здесь решили ставить «Мышеловку», я очень обрадовался, потому что понимал: это будет что-то особенное. Александр Михайлов поставил это произведение настолько эффектно, выразительно, ярко… Я просто в восторге.
Про город – мне очень нравится Орел. Это недалеко от Москвы. Через четыре часа приезжаешь и видишь настоящий русский губернский город, где сохранилось много старины, очень многое связано с литературой. Единственное, о чем жалею – что никак не могу здесь подольше задержаться, чтобы попутешествовать, посетить Спасское-Лутовиново и другие красивые места. Но надежды не теряю.
 
Человек-оркестр
– Могли вы представить в юности, что станете знаменитым музыкантом?
– Я, конечно, не мог представить, что именно так все сложится, но очень этого хотел. Я родился в глубокой провинции, в городе Ташкенте. Тогда не было Интернета, телевидения, до нас все доходило с трудом, и мы могли только догадываться, что происходит в центре. Но мне очень хотелось поехать в Москву и чего-то там добиться. Я к этому стремился, упорно работал, писал что-то. И могу себя похвалить. Я был не просто амбициозным – это есть, наверное, у всех молодых людей, я еще и не ленился, очень много работал. И могу дать совет молодежи: главное –что-то делать. Если будешь лежать на диване, уткнувшись в планшет или телевизор, ничего не получится.
– Вы, конечно, в первую очередь прекрасный композитор. Но не чужды и другим видам искусства. Какой из них, кроме музыки, наиболее вам близок?
– Музыка – это то, чем я занимаюсь с детства. До сегодняшнего дня пишу ноты, от которых у меня порой в глазах рябит. Но я это люблю и тешу себя надеждой, что именно это у меня наиболее получается. А вообще, я член пяти творческих союзов: Союза композиторов, Союза театральных деятелей (поскольку пишу для театра), Союза кинематографистов (так как пишу для кино), Союза писателей (вот, выпустил уже восемь книг) и Союза журналистов.
Если говорить о самом любимом после музыки – это литература. Я люблю читать и писать. Как раз недавно у меня вышла новая книга – очередной том мемуаров, разговоров в основном о себе, но вместе с тем и о времени, и о музыке, и о литературе или о таких вроде бы отвлеченных темах, как одиночество, безумие, суета…
– Ваше первое значимое и знаковое произведение – рок-опера «Орфей и Эвридика», созданная в 1975 году. Насколько с тех пор изменилось ваше понимание творчества?
– Это было произведение совсем юного автора, который, как часто бывает, в него вложил все, что на тот момент умел. И произведение это до сих пор живо. Поразительно, но сейчас два российских театра вновь ставят эту рок-оперу. Конечно, во многом моя карьера началась с «Орфея и Эвридики». Меня, можно сказать, понесло этим ветром, инерция его до сих пор сохраняется – всюду пишут: «автор первой советской рок-оперы». Но я очень сильно с тех пор изменился, и, говоря честно, на сегодняшний день «Орфей и Эвридика» далеко не лучшее мое произведение. Оно полно романтизма и прекраснодушных идей, но та же «Мышеловка» в сто раз умелее. После я писал и на сюжеты Достоевского, Набокова, Пастернака…
 
Модник-интеллектуал
– А что сейчас вы любите почитать и послушать?
– Читаю очень много. И сейчас, когда появились электронные книги, отпала необходимость возить с собой тома в путешествия по стране. Я беру «айпад», куда закачано порядка 800 книг, и постоянно читаю. Очень разные произведения. Это может быть какой-то великий классик, которого я в свое время пропустил, – сейчас, например, я перечитываю «Улисса» Джойса. С другой стороны, там есть шлягеры, которые читают все, – тоже хочется быть в курсе дела. Например, Дмитрий Львович Быков делает по радио программы, в которых называет десятки книг. Мы с ним дружим, и я ему при встрече обычно говорю: «Дима, ты посоветовал, я прочитал. И не пожалел».
Что касается музыки – сейчас я слушаю ее все меньше. Она меня пытается втянуть в какие-то свои сети. А я хочу быть настроен на собственную волну. Хотя вкусы у меня очень широкие: могу вам наиграть на рояле все девять симфоний Бетховена, и люблю их, как и четыре симфонии Брамса. При этом я люблю Coldplay, Radiohead… Но когда, к примеру, сажусь в автомобиль, предпочитаю слушать новости.
– Вы большой модник. У вас всегда чудесные бабочки, великолепные рубашки. Кто привил вам страсть к хорошей одежде?
– Думаю, жена. Она большой специалист, никогда не надевает ничего просто так, все по случаю. И меня к этому приобщила. Я всегда стараюсь одеваться красиво и, скажем так, достойно. Считаю, это долг композитора моего уровня.
– Помнится, несколько лет назад вы принимали участие в популярной игре «Что? Где? Когда?» в составе звездной команды и даже оказались там лучшим игроком. А как сейчас проводите досуг?
– Эта программа тогда была не случайна. Все, кто принимал в ней участие – и Михаил Барщевский, и Коля Басков, и Лариса Рубальская, и Татьяна Устинова, – были друзьями. В Москве есть сообщество, с телеигрой не связанное, но тоже созданное по подобию «Что? Где? Когда?». Там собираются в том числе и знаменитые игроки передачи – Орлова, Паташов, Друзь иногда приезжает. Команды соревнуются между собой. Вот я тоже люблю поучаствовать в таком интеллектуальном развлечении.

«Метаморфозы любви»
– Александр Борисович, на протяжении тех или иных отрезков творческого пути каждый творец уделяет внимание определенным темам. Что вас особенно занимает сегодня?
– На этот вопрос не так просто ответить. Я все-таки театральный и кинокомпозитор и часто берусь за то, что предлагается. Но в целом мои произведения условно можно разделить на две части: на темы, которые придумал сам, и темы, которые мне предложили другие люди: мои друзья, моя жена, режиссеры театров... Вот сейчас, например, я ищу тему, для того чтобы написать комическую оперу. Хочется отыскать для этого великую, но еще не использованную комедию. И это, оказывается, не так просто.
– Над чем работаете сейчас?
– Скоро у меня премьера в одном из лучших оперных театров России, да, в общем-то, и мира – театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Через две недели там начнутся репетиции моей новой оперы под названием «Метаморфозы любви». Выпуск планируется после Нового года. Это такой триптих, состоящий из трех одноактных опер, в каждой из которых рассказывается своя история любви. Всех секретов раскрывать не буду. Лучше приезжайте смотреть – здесь недалеко.
 
Биография
Александр Борисович Журбин – советский и российский композитор.
 
Родился
7 августа 1945 года в Ташкенте (Узбекская ССР).
 
Образование
В 1963 году окончил республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени В.А. Успенского, а также Ташкентскую консерваторию по классу виолончели. Затем – институт имени Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории.
 
Карьера
В 1975 году написал и поставил первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Активно работает в академических жанрах, сочинив пять симфоний (1969, 1970, 1995 годы и 2010, 2015), концерт для фортепиано с оркестром (1972), концерт для альта с оркестром (1974), концерт для виолончели с оркестром «Иерусалим» (1995), концерт для скрипки с оркестром (1999), два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, ряд произведений камерной музыки, а также вокальных циклов, ораторий и кантат. Кроме того, работал в жанре легкой эстрадной музыки. Написал около двухсот песен, в том числе такие как «Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка – жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в голубом».
 
Награды и звания
В 2003 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 2010-м указом президента РФ награжден орденом Почета.
Подготовила Ольга Захарова, фото Олеси Суровых

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям