Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Закулисье

Александр Михайлов: «Не нужно экономить на театре»

08.07.2012

Театральный сезон в «Свободном пространстве» завершился. Его финальный аккорд прозвучал в четверг, 28 июня. Впереди – летние каникулы. Однако труппа пока не спешит покидать стены ТЮЗа – здесь уже идут репетиции нового спектакля. Каким он будет? Чем жил театр в сезоне завершившемся? Какие трудности преодолел? Каких успехов добился? Какие творческие замыслы готовится осуществить? Обо всем этом «ОВ» рассказал художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов.

Возвращение орловских классиков

– Александр Алексеевич, расскажите об основных итогах этого сезона, его главных акцентах.

– Сезон начался для нас очень значительно. Получив грант Министерства культуры РФ, мы поехали с обменными гастролями во Владикавказ, город с большими культурными традициями, связанными с именами Евгения Вахтангова, Михаила Булгакова. В прошлом году грант на гастрольные поездки выделялся Министерством культуры впервые, так что мы попали в число первых обладателей. Северокавказские зрители приняли нас очень тепло.

В Орле мы открыли сезон сразу тремя премьерами. Всего же их появилось на сцене «Свободного пространства» шесть. Вначале – спектакль «Наташина мечта», созданный по монологам современного драматурга Ярославы Пулинович и идущий на малой сцене. Для меня это был очень интересный опыт, потому что до сей поры постановкой  моноспектаклей я не занимался. Интересно было попытаться создать яркую работу при помощи достаточно скупых выразительных средств, присущих подобным пьесам. Как раз к этому моменту появились и актрисы, которые смогли бы поработать в нужном ключе, и текст нашелся, очень актуальный и востребованный сегодня.

Две премьеры поставили у нас питерские режиссеры: давний друг нашего театра Геннадий Тростянецкий («Уроки любви») и Владимир Ветрогонов, работавший с нами впервые и сделавший спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Николая Лескова. Важность этой постановки еще и в том, что на нашей сцене вновь возникают орловские классики.

Появились два новых детских спектакля, и ближе к завершению сезона  Александр Плетнев поставил «Женитьбу Фигаро».

Кроме того, театр участвовал  в пяти международных фестивалях: в Воронеже, Могилеве, Брянске, Рязани, Каунасе,  был на  гастролях в  Гомеле и Витебске.

– Насколько мне известно, в этом году театру удалось получить еще два серьезных гранта…

– Да. Один – Министерства культуры – на постановку детского спектакля «У ковчега в восемь», которую задумал и воплотил режиссер и актер  нашего театра Сергей Пузырёв. Второй – Союза театральных деятелей России – на гастрольную поездку с «Алыми парусами». Ее мы осуществим будущей осенью по городам центральной России.     

Судьба фестиваля

– В июне третий раз в Орле проходил Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, уже ставший культурным символом нашего города. Тем не менее, в этот раз вам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями при его организации. В чем они заключались?

– Когда проводишь фестиваль не впервые, многие вещи знакомы, команда набралась опыта, программы отработаны, и в этом смысле все идет достаточно гладко. Основные организационные сложности в этом году были связаны с крайне скудным финансированием из регионального бюджета. Нам выделили лишь 190 тысяч рублей. Тогда как бюджет фестиваля превышает эту сумму в несколько раз. По моим наблюдениям, заинтересованности в его проведении у областной власти год от года становится все меньше. Ни на открытии, ни на закрытии не было представителей областного правительства. Приветствовали фестиваль депутаты областного Совета и руководство города.  Но нужно понимать, что от законодательной и муниципальной властей в этой ситуации зависит немного.

– Тем не менее, к радости культурной общественности Орла, фестиваль состоялся. Выходит, в основном за счет собственных и спонсорских средств?

–  Искали спонсоров, старались продать как можно больше билетов, чтобы исполнить задуманное на достойном уровне. Отказываться от самой идеи было жаль: складывалась очень интересная, разнообразная и яркая афиша.

– Конечно, организовать фестиваль только силами театра невозможно. В связи со сложившейся ситуацией есть ли у орловцев надежда, что LUDI порадуют зрителей и в следующем году?

– Фестиваль можно попытаться провести на любые деньги. Вопрос в его уровне и качестве. Если рассчитывать только на собственные средства, не получится пригласить по-настоящему интересных участников. Возможно, начиная с 2014 года нам будет оказана федеральная поддержка по линии Министерства культуры. А вот как сложится следующий год, пока не ясно. 

Культура в масштабах бюджета

– Когда слышишь такие вещи, возникает ощущение, что культурная политика в регионе то ли крайне непродуманная, то ли ее нет вовсе…

– Возможно, причина в том, что чиновники до сих пор не смогли расставить приоритеты. На сегодняшний день условия таковы, что театры очень сильно зависят от региональной власти. И если руководителем области, к примеру, становится человек, любящий искусство, для культуры в целом и для театров в частности все складывается как нельзя лучше. И наоборот. Другое дело, что в масштабах областного бюджета деньги, необходимые на то, чтобы театры нормально существовали, совсем не великие. У нас на культуру в целом больше двух процентов бюджета никогда не выделялось… Поэтому, когда начинают «отщипывать» и от этих крох, волей-неволей на ум идет вопрос: что вы сэкономите? А вот если бы хоть немного добавили, для театров это оказалось бы весомо.  Тем более, если сейчас сравнить наше финансирование с другими регионами, мы в самых нижних строчках. Жаль, ведь по профессионально-творческим показателям мы в числе лидеров.

– Александр Алексеевич, все же беседу хотелось бы завершить оптимистично. А потому не могу не спросить вас о творческих планах на следующий театральный сезон…

– Откроем сезон мы мюзиклом Александра Журбина «Биндюжник и Король» (либретто А. Эппеля) по мотивам пьесы «Закат» и «Одесских рассказов» И. Бабеля. Прекрасная музыка и очень достойная драматургия, над спектаклем работаем нашей постоянной командой с балетмейстерами Олегом Николаевым, Светланой Щекотихиной, педагогом по вокалу Валерией Торговой, художником Марией Михайловой.  Вслед за мюзиклом  появятся еще два спектакля: на малой сцене – «Мой внук Вениамин» по пьесе Л. Улицкой (в постановке Ларисы Шуриновой, режиссера из Санкт-Петербурга, доцента кафедры сценической речи питерской театральной академии), а на большой сцене – романтическая комедия «Продавец дождя» Ричарда Нэша, над которой будет работать Владимир Ветрогонов. Перед Новым годом также на большой сцене режиссер Сергей Пузырёв поставит сказку, скорее всего, Пушкина. А первой премьерой 2013 года станет современная  российская пьеса. Предварительно решено, что это будет моя постановка сатирической комедии «Памятник» современного драматурга Владимира Жеребцова, очень острого, полемичного и точно чувствующего жизнь.

Биография

Александр Алексеевич Михайлов – художественный руководитель театра «Свободное пространство».

Беседовала Ольга Захарова

Родился:

1 января 1951 г. в семье артистов.

Образование: 

в 1973 г. окончил физико-математический факультет Университета дружбы народов им. П. Лумумбы,

в 1980 г. – режиссерский факультет Харьковского института искусств им. И.П. Котляревского.

Карьера: 

работал инженером в НИИ «Исток» в г. Фрязино, руководил студенческим театром в Харькове, в 1985–1987 гг. был режиссером-стажером Московского академического театра им. В. Маяковского.

С 1987 г. – главный режиссер, затем художественный руководитель театра «Свободное пространство»,

с 1996 года – руководитель актерского курса ОГИИК.

В 1990, 1993 г. ставил спектакли в Калифорнийском театральном центре, США.

В 1999 г. преподавал актерское мастерство в Калифорнийском государственном университете Монтерей-Бэй.

Звания:

заслуженный деятель искусств России.

Еще записи по теме

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям