ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №1(1249) 17 января 2018 годаИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Александр Михайлов: «Мой уход – это не демарш»

05.09.2017
 О том, что бессменный худрук орловского театра «Свободное пространство» Александр Михайлов оставляет свой пост, стало известно пару недель назад. С тех пор и факт его ухода, и имя возможного преемника почти ежедневно обрастали новыми слухами. Развеять их и рассказать об истинных причинах увольнения, о том, чем займется сам и кто возглавит осиротевший театр, что будет с фестивалем LUDI и когда закончится бесконечный ремонт в здании ТЮЗа, Александр Алексеевич решил на пресс-конференции, которую провел перед открытием 41-го театрального сезона. Но начал общение с журналистами он с темы больной и злободневной.
 
О Серебренникове и грантах
Сейчас разные по этому поводу есть комментарии. Некоторые говорят: да какой он режиссер, дыма без огня не бывает – и все такое. Но это либо «свои», которые чужие, так отзываются, либо люди, которые сознательно лукавят и делают вид, что не понимают, что происходит на самом деле. Все, кто в театре работает и более-менее следит за этой ситуацией, знают, что, во-первых, Серебренников – очень яркий, очень интересный художник, очень талантливый человек, это действительно крупная художественная величина и в России, и в мире.
И второе. То, как с ним сейчас обращаются – это, к сожалению, показательный момент для сегодняшнего этапа власти, вызывающий очень серьезную озабоченность тем, что в настоящий момент происходит по отношению к художникам. Потому что, как бы ни закончилось это дело, очевидно, что ему (Серебренникову. – Прим. ред.) будет чрезвычайно сложно работать. «Гоголь-центр» (театральный центр, созданный и возглавляемый Кириллом Серебренниковым. – Прим. ред.) – один из самых ярких и интересных театров, и ему сейчас тоже перебили руки и ноги. Это глубоко волнует и возмущает.
41-й театральный сезон мы открываем спектаклем «Люди Ламанчи» (мюзикл по сценарию Дейла Вассермана «Человек из Ламанчи». – Прим. ред.). И там главная придумка автора пьесы в том, что Сервантес, который рассказывает историю Дон Кихота, находится в тюрьме. Один в один к той ситуации, которая происходит сегодня.
Я вижу в Интернете высказывания, что надо вообще пересмотреть политику выделения грантов, особенно грантов на культуру. Это полная чушь и ерунда. Во-первых, грантовая поддержка – это общемировая практика. Во-вторых, на эти средства делается очень много полезного и нужного. В частности, что касается нашего театра. За последние десять лет мы получали гранты, пусть небольшие, и они нам очень сильно помогали. И гастроли, которые у нас проходили, и постановки по пьесам современных драматургов, и приглашение молодых режиссеров в театр – все это было сделано на грантовые деньги. Поэтому подобные высказывания мне кажутся абсолютно недопустимой некомпетентностью.
О причинах ухода из театра
У меня закончился договор – он перезаключался каждый год. И я принял решение, что перезаключать в этот раз его не буду. В театре «Свободное пространство» я проработал ровно тридцать лет – срок серьезный, достаточный. Многое из того, что я хотел сделать, я мог здесь делать. И в этом смысле я благодарен и судьбе, и городу, и в особенности людям, которые работают в этом театре. Ухожу я в первую очередь по личным причинам, связанным с теми проблемами, которые есть в моей семье. Подробно объяснять не буду, потому что это касается не только меня. Хочу только сказать, что в этом решении нет никакого демарша, нет ситуации, которая вынуждала бы меня уйти.
В сентябре я уезжаю в Израиль, буду там в течение двух месяцев работать над спектаклем по Чехову. Но, естественно, с Россией порывать не собираюсь, буду, надеюсь, приезжать на постановки и поддерживать существующие связи.
О новом худруке
Мне, конечно, хотелось как-то подготовить наступающий сезон, чтобы он прошел успешно, чтобы не было разброда, который часто наступает после того, как уходит руководитель. Естественно, сразу возник вопрос, кто сможет стать худруком. Мы обсуждали этот вопрос с руководством области, я дал свои предложения. На мой взгляд, во главе театра должен стоять все-таки режиссер, профессионал, который обеспечивал бы несколько качественных постановок в год. Это не так просто. Притом что молодые режиссеры сегодня в России есть, все-таки возглавлять театр – дело хлопотное и нагрузочное, и для молодых людей, конечно, интереснее приезжать время от времени и осуществлять какие-то свои проекты, нежели заниматься работой, предполагающей ответственность за тех людей, которые рядом с тобой.
Тем не менее, на сегодняшний день есть несколько кандидатур. С одной из них ведутся переговоры, но пока решения нет и неизвестно, в какие сроки это произойдет. В принципе, это решение областного руководства. С артистами мы тоже по этому поводу говорили. Речь шла о Вадиме Пинском, который ставил в Орловском академическом театре, работал в Донецке. Он окончил ГИТИС у Марка Анатольевича Захарова, преподавал вместе со мной на курсе в течение года. Все знают, что он человек профессиональный и порядочный.
О ремонте
Вы знаете, что не так давно театр пережил не очень качественный ремонт, осталось много недоделок. Строители приходят, у них есть намерение как-то это все закончить, видимо, потому что до сих пор объект сдан, но не принят. Пока они собирают информацию о том, что нужно завершить – уже насобирали, по-моему, на 50 миллионов. Театр должен посетить замгубернатора по социальным вопросам Усиков, чтобы посмотреть, что нужно подкорректировать, чтобы восьмого сентября мы нормально открыли сезон.
О фестивале LUDI
Я разговаривал с руководством области по поводу фестиваля LUDI, который очень значим для Орла и который очень хотелось бы сохранить. Намерение и желание вроде бы у всех есть, в том числе и у властей. Я сказал, что готов помочь с формированием афиши следующего фестиваля и приехать в Орел на какое-то время, чтобы его провести. Но сформировать афишу, конечно, самое главное. Это большая работа, которая делается в течение нескольких месяцев, и чтобы ее проводить, нужна уверенность, что фестиваль состоится. Нужно, чтобы он был включен в число областных мероприятий, чтобы в бюджете была строка, в которой прописано финансирование. Как правило, это небольшие деньги, самая большая сумма – 600 тысяч рублей – выделялась в прошлом году, когда праздновалось 450-летие Орла. Общий бюджет фестиваля миллиона никогда не превышал.
Словом, если будет предусмотрено областное финансирование, фестиваль можно будет провести, потому что есть команда, которая уже несколько лет занимается этим профессионально. На сегодняшний день уже есть несколько заявок, которые попали в поле зрения еще в прошлом году. Есть интересная хорватская актриса, интересный актер из Бразилии, есть итальянец – это что касается дальнего зарубежья. Но им всем желательно заранее обозначить сроки и прислать приглашения, чтобы они могли обращаться за грантами на эти поездки. Конечно, если переходить от международного формата фестиваля к российскому, можно это делать и позже. Но не хотелось бы: все-таки международный формат дает определенную широту восприятия, представление о том, чем живет мировой театр.
О новом сезоне
На следующий день после открывающей сезон премьеры «Люди Ламанчи» у нас пройдет еще одна – на малой сцене мы покажем спектакль «UFO» по новой пьесе Ивана Вырыпаева. Там будут задействованы студенты актерского курса – это будет их вторая работа на сцене.
В октябре зрителей ждет еще одна премьера на малой сцене – спектакль по пьесе Олега Михайлова «Телеграмма». Презентацию этой пьесы мы сделали во время фестиваля LUDI. Были очень интересные обсуждения: и зрители, и критики говорили, что это очень нужный, интересный материал. Это действительно очень важная пьеса, учитывая тот накал, который сохраняется вокруг установки памятников нашим историческим деятелям – Ивану Грозному, Сталину. В центре сюжета – эпоха 1930-х годов, латышский театр, труппа которого была расстреляна. Сегодня вспоминать это, говорить правду очень важно. Это должна быть такая художественно-нравственная акция.
Сразу после открытия сезона начнутся репетиции спектакля «Месяц в деревне». Над ним будет работать режиссер из Москвы Галина Зайцева. В прошлом году она очень удачно поставила у нас спектакль для детей и родителей «Полный вперед!», интересно работала с труппой. У нее крепкая профессиональная рука и очень современный взгляд на театр, как и должно быть у молодого режиссера. Поскольку грядет юбилей Тургенева, этот спектакль был у нас запланирован. Памятуя, что это история о молодых, мы можем вернуться к реальному возрасту персонажей в постановке, потому что часто этот возраст повышается.
Наконец, после Нового года должен выйти тоже очень интересный творческий проект, над которым будут работать студенты Санкт-Петербургской академии курса Геннадия Рафаиловича Тростянецкого – с ним у нас сложились очень прочные многолетние связи. Они будут ставить спектакль для детей – русские народные, белорусские народные сказки. Должна получиться игровая, очень импровизационная история. Премьера запланирована на февраль. Ну и до конца сезона, думаю, выйдет один-два спектакля. Что это будет, определит уже новое руководство.
Главные мои пожелания в плане заботы о театре формируются в двух направлениях: это достойный репертуар (хотя сегодня коммерческая необходимость вынуждает театры сознательно идти на облегченный вариант, часто выбирая драматургию сомнительного качества) и, конечно, те люди, которые здесь работают. На сегодняшний день это сильная, профессиональная, очень хорошо сбалансированная труппа, стабильно существующий костяк. И хочется, чтобы эти люди в этом театре и дальше продолжали работать и развиваться.
 Подготовила Ольга Захарова, фото Ирины Крахмалевой

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям