Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Ваше право

Активность до добра доведет

29.05.2017
В нашей жизни порочный круг часто и сознательно используется как демагогический прием. Этот тезис мне пришлось в полной мере прочувствовать, что называется, на собственной персоне, столкнувшись с поведением некоторых компаний, которые должны были организовать мой авиаперелет, так в итоге и не случившийся. Естественно, поначалу я испытала настоящий шок в связи с вдрызг сорванными планами. Но, поразмыслив немного, не стала отчаиваться и обратилась к опытному юристу, специализирующемуся на вопросах защиты прав потребителей… Моя ситуация оказалась не из легких. В ней участвовало сразу три стороны, которые сразу же стали кивать друг на друга, мол, мы тут ни при чем, с нас взятки гладки, предъявляйте претензии другому… Но, в конце концов, как я полагаю, не без помощи юридически выверенной претензии, доминирующий перевозчик все-таки сдался, вернув мне деньги за билет в рекордно короткие сроки. Сразу скажу, это была лишь часть пути. Следующая, как мне видится, сложнее – получить компенсацию и прочие выплаты за сорванный перелет.
 
Компенсационные правила
Поясню, компенсация путешественнику полагается только в случае, если доминирующим перевозчиком является одна из авиакомпаний, подпадающих под европейское законодательство (в моем случае это «Финнэйр»). Причем компенсация положена не только в ситуации, если рейс отменен, но и при его долгосрочной задержке (свыше трех часов). Ее размер зависит как от времени отсрочки, так и от дальности перелета. С учетом этих обстоятельств минимальная выплачиваемая сумма может составить 250 евро (если расстояние не более 1500 километров). Максимальная же причитающаяся выплата – 600 евро – полагается, если длина перелета была более 3500 километров.
Что касается отмены рейса, то, если вы узнали о ней за 14 и более дней, права на компенсацию у вас нет. А если за 13 и меньше – есть. Размер компенсации в основном зависит от длины перелета. До полутора тысяч километров – 125 евро. От полутора тысяч километров до трех с половиной – от 200 до 400 евро. Если же расстояние свыше трех с половиной тысяч километров, вы можете рассчитывать на максимальную выплату в 600 евро.
Надо сказать, что с российскими авиакомпаниями на нынешний день эта схема не работает. Зато с них можно взыскать полагающийся по закону о защите прав потребителей штраф. Причем взыскание возможно и во внесудебном порядке. Но если дело дойдет до суда, то помимо этих выплат пострадавший вправе рассчитывать и на компенсацию морального вреда. Причем эта сумма может кратно превышать стоимость билета. Правда, для того, чтобы ее требовать, у вас должны быть веские, желательно документально подтвержденные основания. И, думается мне, это определенно мой случай. Судите сами…
Авиабилет как договор
В течение восьми лет в США, в штате Флорида (город Майами), замужем за американцем живет моя мама. Мне никогда не доводилось навещать ее. Зато она периодически приезжала ко мне в Орел. Но, узнав, что болен ее муж и ему предстоит непростая операция, я поняла – поездку более откладывать нельзя. Купила заранее билет. И начала ждать длительного путешествия, которое должно было произойти чуть меньше месяца назад, 27 апреля. Однако накануне перелета от компании-исполнителя – ПАО «Аэрофлот» – мне приходит смс-уведомление о том, что мой рейс «Москва-Хельсинки» (я летела с пересадкой) отменен по техническим причинам.
Взамен мне был предложен совсем уж неподходящий перелет: я должна была улетать из столицы нашей родины, в то время как мой самолет в Майами был бы уже два часа как в воздухе. Честно говоря, поначалу я была шокирована... Да и как в такой ситуации не растеряться? Но при этом нужно твердо помнить, что билет на самолет – это ваш договор с авиакомпанией, которая обязана доставить вас в нужное место в нужное время или же позаботиться о вас, если что-то пошло не так.
Вы не по адресу
Все, наверное, было бы в этой истории относительно просто, если бы дело касалось только одного субъекта юридических отношений. Но проблема в том, что в ней были замешаны еще две стороны: «Связной Трэвел» как посредник, у которого я приобретала авиабилеты и который пообещал мне возврат денег в течение одного-трех месяцев(!). И, как я уже говорила, компания «Финнэйр», обеспечивавшая мой перелет из Хельсинки в Майами. Словом, здесь-то и началось хождение по мукам. А точнее сказать, мучительная переписка вперемешку с изнурительной серией звонков на все три стороны и бесконечной рассылкой претензий. В ответ от поднаторевших, видимо, в подобного рода процедурах московских авиаюристов звучало, по сути, одно и то же: «Вы не по адресу. Мы за это ответственности не несем». Ну или что-то в этом роде. В связи со сложившейся ситуацией и основываясь на личном опыте, позволю себе дать читателям несколько полезных советов. 
Совет №1
Если вы задумали приобрести билет на самолет, примите меры, чтобы в вашей покупке участвовало как можно меньше посредников.
В моем случае таковым выступал «Связной Трэвел». Подобного рода компаний в мире великое множество. Они зарабатывают на том, что размещают свои предложения на авиаагрегаторах, накручивая тысячи полторы рублей на стоимости билетов. В связи с этим рекомендую отследить на том же авиаагрегаторе, какая авиакомпания предлагает тот или иной перелет. Зайти на сайт авиаперевозчика, и, даю вам стопроцентную гарантию, вы найдете такой же билет, во-первых, дешевле, а во-вторых, избежите многих проблем, связанных с посреднической ролью «компаний-паразитов». Одна из таковых – выбивание компенсации, чем посреднику, по сути, и заниматься-то неохота. Скорее всего, они вам напишут, что это «не в их компетенции». И предложат заняться этим делом самостоятельно, обратившись напрямую к перевозчику. Но ведь  компания – доминирующий перевозчик всегда вправе возразить: «Мы при покупке билета имели дело не с вами, а с компанией-посредником». В общем, замкнутого круга, наверняка, не избежать.
Совет №2
Кроме того, нужно понимать, что доминирующему перевозчику, хотя он формально и несет полную ответственность за ваши трудности, явно не до ваших проблем. У него таких, как вы, – целые самолеты. Так что будьте готовы к тому, что его юристы начнут непременно вас «отфутболивать». Особенно если в деле замешана также компания-исполнитель.
Чтобы мотивировать стороны, нужно непременно составлять юридически грамотную претензию, дабы у ваших оппонентов не вызывало ни малейшего сомнения, что вы настроены более чем решительно и готовы идти в суд.  (В судебном деле о защите прав потребителей претензионный порядок обязателен).
Правда, цены на юридические услуги нынче кусаются. В таком случае, дабы сэкономить, Интернет вам в помощь. Задаете в поиске запрос: «как составить претензию к авиакомпании» – и, вуаля, облегчаете жизнь адвокату и экономите до половины суммы.
Совет №3
Однако, если вы все же рассчитываете на взыскание с авиакомпании штрафа, а в особенности компенсации морального вреда, то вам прямая дорога в суд, несмотря на предстоящие расходы.
– По закону о защите прав потребителей компания-нарушитель должна ответить и вернуть деньги, заплаченные вами за билет, в течение 10 дней с момента получения претензии. Если этого не происходит, начинает накапливаться немалая пеня. Ее количество можно рассчитать с помощью Интернета. Плюс к этому, вам положена компенсация морального вреда, – поясняет юрист одного из орловских адвокатских бюро Елена Смирнова. – Для ее получения нужно доказать факт причинения морального вреда, а для этого, как минимум, должна прослеживаться следующая цепочка событий: факт переживания морального вреда; действие обидчика, нарушающее какие-либо ваши права; связь между первыми двумя действиями; наличие прямой вины обидчика.
Универсальная схема
В принципе, этой схемой можно пользоваться при любом нарушении прав потребителей. Досудебный претензионный момент всегда одинаков, что бы вы ни приобретали: билеты на самолет, кофемолку или турпакет. Но готовьтесь к тому, что дабы взыскать хотя бы ваши кровные средства, не говоря уж о какой бы то ни было дополнительной компенсации, понадобится сделать много звонков, написать уйму бумаг и отправить немало писем. Практика показывает: чем богаче компания, тем сложнее ей расставаться с собственными деньгами. (Кто знает, может потому-то она и богата?) А наше дело – воспитывать нерадивых продавцов услуг или товаров и без малейших на то колебаний обращаться в суд.
 
Кстати
Составление претензии обошлось мне в 2 тысячи рублей.
Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям