Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Скоро только сказка сказывается

«А для чего тогда вообще нужна госэкспертиза?!»

23.07.2013

В Советском райсуде продолжается процесс по иску жителей улицы Мостовой, возле домов которых строится дорога от Карачевского шоссе до улицы Генерала Родина. В среду, 10 июля, слушали показания экспертов и специалистов. Помимо разбирательства по существу, в заседании неожиданно всплыли деликатные тонкости взаимодействия «Гражданпроекта» и «Орелгосэкспертизы», которым поразилась даже судья.

«Программа – просто умный калькулятор»

Чтобы напомнить суть исковых требований, приведу слова одного из представителей истцов, прозвучавшие в этом заседании:

– Мы уверены, что проект дороги выполнен с нарушением требований технических регламентов, а экспертиза почему-то этого «не увидела». И ПСД, и экспертное заключение необходимо сделать заново, с учетом всех выявленных нарушений. И только тогда – строить дорогу. И только – в строгом соответствии с нормами и законом.

Ответчики – проектировщики, эксперты и чиновники – твердят свое: проект прошел госэкспертизу, а значит, неправильным быть не может.

Эксперты на заседании – «разнопрофильные», как и просили истцы. От «Орелгосэкспертизы» трое: «по шумам», «по проекту планировки», «по водоотведению». Сами истцы заранее попросили независимого специалиста просчитать, смогут ли 2,5-метровые шумозащитные экраны, предусмотренные ПСД, нейтрализовать шум от грузовиков, которые днем и ночью будут грохотать на будущей объездной.

Задачка простая арифметическая. В положительном заключении госэкспертизы на ПСД дано: расстояние до домов, ширина дорожного полотна, предполагаемая загруженность трассы, высота предлагаемого экрана. Надо: с помощью определенных методик рассчитать, будут ли при таких условиях жители Мостовой спокойно жить и спать, когда по трассе поедут машины.

– Я считал четырьмя способами, от банального ручкой на листике до использования профессиональных программ, – говорит специалист-«математик». – Использовал методики, рекомендованные Росавтодором. И каждый раз мой результат отличался от того, что написан в заключении экспертов. Причем значительно. При заданных условиях уровень шума и в дневное, и особенно в ночное время будет превышать допустимые нормы. А эксперты пишут, что он будет в пределах допустимого.

Судья интересуется, как может быть, что при одних и тех же исходных данных у разных «счетоводов» получились разные результаты? «Математик» уверен: программа, даже лицензионная, это просто «умный калькулятор», и нельзя исключать, к примеру, тот же человеческий фактор.

В перепроверке не нуждается?

Госэксперт «по шумам» негодует: мол, специалист может ошибиться в расчетах, а лицензионная программа – нет! Проектировщики пользовались именно такой, ввели данные и получили результат, который госэкспертиза, ничтоже сумняшеся, одобрила.

– А вы перепроверяли результаты, предоставленные «Гражданпроектом»? – спрашивает судья эксперта «по шумам» от «Орелгосэкспертизы».

– Мы проверяли исходные данные…

– Но вы сами вводили их потом в программу? У вас получился тот же результат, что у проектировщиков?

– Они же использовали лицензионную программу…

Вот оно! Вы только вдумайтесь. Дорога от Карачевки до Веселой слободы строится по программе подготовки к 450-летию на бюджетные деньги. Заказчик (в нашем случае МКУ «УКС г. Орла») платит деньги проектировщикам, те готовят ПСД. Заказчик платит экспертам, те дают на ПСД положительное заключение. И как дают! Получается, почти не глядя? Не перепроверяя, не пересчитывая… По сути, дублируя одни документы в других.

И это касается не только уровня шума.

– В положительном заключении госэкспертизы было указано, что на трассе дороги нет магистрального водопровода. По факту он на протяжении 70 метров идет под дорогой. Как вы давали экспертное заключение на такой проект? – удивляются истцы.

– Мы не выезжали на место, а готовили заключение в соответствии с документами, предоставленными «Водоканалом» и данными топосъемки, – отвечает эксперт «по водоотведению».

– Зареченский микрорайон, в том числе и наша улица, построены на поле с имеющейся мелиоративной системой, – продолжают добиваться правды истцы. – Строительство дороги уже нарушило нормальный отток вод, а ПСД дороги не предусматривала ливневку для наших домов. Почему?

– Вы видели чертежи? Воды там быть не может! – уверен представитель «Гражданпроекта».

– Мы видели воду в своих дворах после порыва водозабора! – парируют истцы. – Он вообще сделан так, что от вибрации, создаваемой автодорогой, будет «рваться» постоянно, что представляет угрозу для нашего имущества.

Кстати, жителям Мостовой уже удалось добиться внесения изменений в ПСД. Ливневка возле их домов появится. Несмотря на то, что изначально в проекте, одобренном экспертизой, ее не было.

Но хочу вернуться к тому эпизоду, когда судья пыталась выяснить у экспертов, как, с их точки зрения, расчеты по шумам дали разные результаты. Представительница УМИЗа Орла предложила взять да и посчитать еще раз. Казалось бы, что стоит заново ввести цифры в программу и подождать результата?

– А для чего тогда вообще госэкспертиза, если перепроверять данные придется суду?! – воскликнула судья Лигус.

Жители бывают разные

К слову, позиция истцов мне очень импонирует. Объясню: люди, которые не согласны с тем, как именно организовано строительство у них под окнами, сами (у них всего один профессиональный адвокат на всех, представителями друг друга выступают жители Мостовой) готовятся к заседаниям, изучают свои права, штудируют СНиПы и ГОСТы.

Для сравнения – новости с «другого конца» дороги. В одной из социальных сетей орловцы обсуждают возобновление строительства дороги по улице Раздольной, где сменился подрядчик. Напомню, эта дорога тоже строится в рамках подготовки к 450-летию и в перспективе соединится с дорогой на улице Генерала Родина.

Вот один из комментариев в обсуждении:

– Я все понимаю, сроки строительства ограничены и нужно уложиться в них, – пишет Наталья К. – Но почему должны страдать жители домов, около которых развернули эту стройку века? Сначала первый подрядчик работал с рассвета до заката, но нам давали отоспаться хотя бы ночью и иногда в выходные. Несколько месяцев стройка была заброшена. Теперь появился новый подрядчик. Работают круглыми сутками без выходных. Ночью невозможно заснуть из-за шума и грохота со стройки. Утром встаем с головной болью. И даже в выходные нет покоя. В конце концов, есть же какие-то допустимые санитарные нормы при строительстве, особенно в ночное время. В Москве в период с 23.00 до 7.00 запрещают производить работы, связанные с шумом, превышающим предельно допустимый уровень. А у нас в Орле нет таких норм? Или мнение жителей никого не волнует? Один наш сосед вешал на подъездах объявления, что будет писать обращение в прокуратуру, собирал подписи... Не знаю, получилось ли у него что-нибудь. Я не стала присоединяться к этому, поскольку дорогу к тому времени уже начали строить, газовую трубу уже зарыли под будущую дорогу – короче, деньги были уже вложены. Вряд ли власть закроет глаза на такие расходы из-за кучки возмущенных жителей.

Закроют ли глаза власть и правосудие, зависит в первую очередь от людей. Можно, как жители Раздольной, существовать «по умолчанию», а можно, как жители Мостовой, отстаивать свою точку зрения в суде. Мне кажется, каким бы ни было решение по этому процессу, главного они уже добились. Люди дали власти понять, что жить «с закрытыми глазами» и сами больше не хотят, и ей не дадут.

Ну, а если судья признает требования истцов законными и понудит горадминистрацию переделать проект дороги, это будет и вовсе уникальная веха на орловском «юбилейном направлении».

Елена Майорова

Справка «ОВ»

Администрация Орла заказала проект дороги от Карачевского шоссе до улицы Генерала Родина еще в 2007 году. Тогда на конкурс поступила лишь одна котировочная заявка – от ОАО «Гражданпроект». Цена муниципального контракта на проектирование составила почти полмиллиона рублей.

Крыладзе, смотрящий по городу:

В нюансах проекта все дело, и в датах

(Еще – отвлекающий шелест финансов),

В строителях всяческих, клятых и мятых,

Хотя в Средней Азии много талантов.

И если придать ускорение стройке

За счет тех, кого из столицы погонят,

В июле уже (ну хотя бы на «тройку»)

Мы примем дорогу в помеченной зоне.

Потерпите малость – недолго шуметь ей!

Всего-то чуток – и не сыщешь асфальта,

Когда к юбилейному тысячелетью

Вернутся ее обновлять кони в пальтах.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям